От Вайолет достанется всем... За эту роль Мэрил Стрип в очередной раз номинирована на «Оскар». Кадр из фильма
«Вы должны знать, кто ваши родственники. Вдруг кому почка понадобится», – говорит Вайолет Уэстон (Мэрил Стрип) своим дочерям. Она стара, больна раком, принимает таблетки. Она умна, склочна и нелюбима. Ее муж недавно пропал. Как выяснилось, покончил с собой. Чтобы проститься с ним и приглядеть за мамой, в Оклахому съезжаются три сестры, а также их мужья, любовники и дети. Все вместе они являют собой универсальную несчастную семью.
«Август. Графство Осейдж» (таково полное название первоисточника, пьесы Трейси Леттс) – типичное американское произведение по типичной американской пьесе. Оно, безусловно, наследует американскому театру (пожалуй, больше всего Теннесси Уильямсу с его «Трамваем «Желание» и «Кошкой на раскаленной крыше»). В центре повествования тут – семья. Ее проблемы подаются по восходящей, накал растет. Начинаем мы с обычного заявления мужа Вайолет «Моя жена принимает много таблеток. А я пью», заканчиваем вопросами взросления (стоит ли бежать из семьи?), морали (инцест) и одиночества (от Вайолет уходят все, кроме домработницы-индианки).
История разворачивается на фоне пейзажей Оклахомы. Визуально ландшафт тут не имеет практически никакого значения – о нем больше говорят, обсуждают и спорят. Выводят формулы. Прерии – форма свободы. Особый стиль жизни. Есть и коренная американка, чей образ заставляет вспомнить о другом классическом американском произведении – «Пролетая над гнездом кукушки» Кена Кизи. Там индеец молчал, тут молчит индианка. Там мужчина просыпался лишь под конец, совершая побег, тут женщина просыпается, чтобы защитить несовершеннолетнюю дочь Барбары Уэстон.
Впрочем, не столько ландшафт кажется схематичным, подающимся только в качестве дополнения. Сама картинка словно служит изящным бонусом к идеальным диалогам. Хорошую пьесу можно смотреть и с закрытыми глазами. Открывая их, обнаруживаешь прекрасных актеров: Мэрил Стрип, кажется, сыграла свою лучшую роль за последние годы, Джулия Робертс органична в роли Барбары, любимой дочери с очень сложным характером, Бенедикт Камбербэтч (сыгравший Чарлза Эйкена-младшего) своим вторым подбородком напоминает нелепого подростка, в котором принципиальный и глупый персонаж Криса Купера – Чарлз Эйкен-старший – видит главное. Добряка.
Как раз Чарли-старший и произносит под конец одну из немногих положительных и жизнеутверждающих фраз. Нужно, мол, просто быть добрее. Все остальные колют, режут, поедом едят друг друга на протяжении двух часов экранного времени. Делают они это настолько виртуозно, получая удовольствие от игры, что ловишь себя на мысли: что же еще такого ужасного скажет Вайолет – без всяких сомнений, главная злодейка?
Две другие ее дочери – тоже тема для отдельного разговора. Словно из небытия возникает Джульетт Льюис (которую все хорошо помнят по ролям в фильме Тарантино «От заката до рассвета», в «Прирожденных убийцах» Стоуна). В «Августе» она играет Карен, стареющую сестру, которой патологически не везет с мужчинами. Образ дурочки в семье уравновешивается тихоней Айви Уэстон, ее воплотила на экране Джулианна Николсон. Три сестры, каждая со своими тараканами, отец-алкоголик, мать-наркоманка – эта несчастная семья спорит с высказыванием Льва Толстого о том, что несчастные семьи уникальны по своей сути. Каждые пять минут из чьего-нибудь шкафа вываливается новый скелет, споры не утихают на фоне конфликта поколений. Причем драматург Трейси Леттс не становится ни на чью сторону, предоставляя резонные доводы каждой. «Ваш отец шесть лет своего детства провел в машине. Вы с таким образованием должны были президентами уже стать. У вас не было проблем – вы придумали себе новые», – говорит Вайолет. Апогеем становятся поминки, во время которых Вайолет успевает пройтись по каждому из родственников.
Возможно, именно универсальность выводит пьесу Трейси Леттс и соответственно фильм Джона Уэллса в разряд произведений мирового значения. Ее можно с равным успехом поставить в той же Оклахоме и на Дальнем Востоке. Смысл при этом не потеряется. Нельзя сказать, что аналогов фильму нет: Дэннис Ли в своей картине «Светлячки в саду» касался похожих тем, но картина менее универсальна. Там присутствовал конфликт отца и сына, причем довольно-таки личный. Есть и еще один пример «американской семьи с проблемами». «Аризонская мечта» Эмира Кустурицы. По аналогии с ним фильм Уэллса следовало бы назвать «Оклахомский кошмар».
При всех несомненных плюсах постановки есть и один минус. Улыбка Юэна МакГрегора (актер сыграл мужа Барбары, зятя героини Мэрил Стрип). Гримаса не сходит с лица голливудского актера и тем привносит очевидную нелепость в одно из важнейших кинопроизведений последних лет.