Лизель тайком спасает книгу. Кадр из фильма
Экранизация бестселлера Маркуса Зузака «Воровка книг», пожалуй, длинновата для «семейного» кино – дети и подростки могут заскучать. А ведь картина обращена к ним в первую очередь. Столовая ложка легкоусвояемого антифашизма нужна растущему организму – так считают американские продюсеры, и, в общем-то, они правы.
Трудно отказаться от лакомых подробностей большого романа – это проблема всех экранизаторов. В таком случае залог успеха – изобретательность сценаристов. Нужно как-то исхитриться оставить большее, отказавшись от меньшего. Создатели «Воровки» подошли к литературному источнику с почтением и трепетом, практически в полном объеме перенеся на экран эту драматическую историю времен Второй мировой войны.
Австралиец Зузак признается, что импульс к написанию романа он получил в детстве, когда слушал рассказы родителей о страшном прошлом в гитлеровской Германии. Атмосферу опасности сын эмигрантов передал потом в романе очень достоверно. Но, конечно, его роман – не исторический в полном смысле. Это сказка о храброй девочке, которая должна служить примером другим девочкам и мальчикам. Потому что в жизни – даже такой благополучной, как у большинства нынешних детей, – всегда есть место подвигу.
Главная героиня белокурая Лизель попадает в дом приемных родителей, мюнхенских обывателей. Ее родная мама – какая-то политическая деятельница-диссидентка, и в условиях наступающего режима Гитлера женщина вынуждена исчезнуть. Похоронив младшего сынишку, она отправляет дочь к новым папе и маме. Те, оказывается, встали на очередь на усыновление ради пособия. Своих детей у них нет, с работой плохо, а жить как-то надо. Когда вместо обещанных брата и сестры им привозят одну девочку, сварливая Роза недовольна. Денег-то за одного ребенка будут выплачивать меньше. Не сразу складываются отношения мачехи и дочки, потому как Роза – женщина, затюканная судьбой и оттого нервная. Только такой терпеливый, хронически интеллигентный человек, как ее муж Ханс, способен с ней уживаться. Супругов Губерманнов сыграли Джеффри Раш и Эмили Уотсон, и это прекрасный дуэт. Задумчивая, впечатлительная девочка в доме Губерманнов вырастает не только физически, но и как личность.
Роза может замучить Лизель своими попреками по поводу разбитых коленок, испачканного платья, но будет месяцами прятать в своем подвале юношу-еврея Макса. Когда-то отец Макса спас жизнь Ханса, и теперь Губерманны отдают долг. По улицам разъезжают нацисты на мотоциклах, контакты с евреями чреваты репрессиями. Но Ханс и Роза делают все, чтобы сохранить Максу жизнь. Лизель проходит школу двойных стандартов. В школе поет нацистские песни, вскидывает руку в приветствии фюреру. Дома – проводит часы в беседах с умным, тонким и мужественным человеком. Ему нельзя высунуться на свет только потому, что он «неправильной» национальности.
Для девочки-подростка хранить тайну ох как тяжело. Хочется рассказать о таинственном обитателе подвала лучшему другу Руди, но нельзя. Вообще многого нельзя. Например, читать иные «подозрительные» книги. А именно в таких Лизель находит пищу для души. Именно такие таскает потихоньку ото всех – то из пепелища после показательного костра на мюнхенской площади, то из библиотеки градоначальника. В дом губернатора она относит постиранное белье. И проникает в роскошную библиотеку, оставшуюся от прежней жизни. В «книжный заговор» вовлечены Ханс и Макс – с ними Лизель обсуждает прочитанное. Скованные тайной, Губерманны, Макс и Лизель составляют особый мирок внутри страшного, холодного мира гитлеровской Германии. Даже в нечеловеческих условиях можно оставаться человеком – таков неновый, но по-прежнему актуальный месседж фильма «Воровка книг».
Если на композиционную рыхлость и затянутость можно пенять, то актерский состав «Воровки» – безусловно, сильная сторона картины Брайана Персивала. Помимо «тяжеловесов» Джеффри Раша, Эмили Уотсон, хороши и главные герои – дети. Лизель сыграла юная гимнастка Софи Нелисс, которой пришлось пожертвовать участием в Олимпиаде ради роли в фильме. Начинающей актрисе пришлось сыграть и девочку, и тинейджера, и даже юную девушку – ведь в финале Лизель встречается с Максом после войны и становится его женой. Конечно, Нелисс прежде всего очень картинная арийская девочка с большими глазами и крупными кудрями. Но и в смысле исполнения она достойно провела эту роль-марафон. Одним из самых обаятельных персонажей получился мальчик Руди в исполнении прелестного белокурого Нико Лирша. Одноклассник и поклонник Лизель, он лишь догадывается о какой-то тайне в доме Губерманнов. Детское любопытство порой сильнее мальчишеского благородства. Но чувство к однокласснице неизменно, Руди готов защищать Лизель в любых обстоятельствах. Мы рискнули предположить, что дети могут заскучать на «Воровке», но, с другой стороны, можно ждать и того, что сопереживание сверстникам их захватит. «Воровка» – все-таки следующая ступень в постижении языка кино, истории после однотипных сюжетов-аттракционов. Как «Хранитель времени» Мартина Скорсезе, как «Боевой конь» Стивена Спилберга, фильм Брайана Персивала говорит с подростками о чем-то главном доступным языком.