Последние приготовления перед вручением «Золотых глобусов». Фото с официального сайта премии
В начале нового года кинематографисты подводят итоги года предыдущего – такова традиция. Самый насыщенный марафон, естественно, разворачивается в США. Главная киноиндустрия мира серьезно подходит к оценке своих достижений. Пик волнений придется на 2 марта, когда в Лос-Анджелесе назовут лауреатов премии «Оскар» за 2013 год. А в ночь с воскресенья на понедельник раздают «Золотые глобусы».
Результаты этой престижной премии считаются основной прикидкой оскаровского расклада. Наборы названий и имен в списках номинантов премий не сильно разнятся. Уже сейчас можно сказать, что самыми заметными картинами прошедшего года стали «12 лет рабства» Стива Маккуина, «Гравитация» Альфонсо Куарона, «Афера по-американски» Дэвида О’Рассела, «Капитан Филлипс» Пола Гринграсса. Они фигурируют в списках претендентов на призы за лучший фильм и по версии «Золотого глобуса» (премия иностранных журналистов, аккредитованных в Голливуде), и по версии BAFTA (премии Британской академии кино- и телеискусства). Имена создателей этих фильмов – в числе номинантов на премию Американской гильдии режиссеров, ее будут вручать 25 января.
Взгляд на лист номинантов любой кинопремии традиционно вызывает противоречивые эмоции: радуешься за наличие в нем своих фаворитов, негодуешь по поводу попадания туда фильмов ординарных. Нынешняя ситуация – не исключение. На «Золотой глобус» номинированы «Небраска» Александра Пэйна и «Внутри Льюина Дэвиса» братьев Коэн – прекрасные образцы интеллектуального кино. Правда, оба фильма фигурируют в категории «Лучшая комедия или мюзикл», что не может не озадачить… В фильме братьев Коэн, конечно, много поют, но это обстоятельство вряд ли позволяет причислить картину к музыкальному киножанру… Кому пришло в голову назвать горькую и малопатриотичную «Небраску» комедией – тоже абсолютно непонятно. Неприятно удивляет отсутствие авторов «Льюина Дэвиса» и «Небраски» в числе тех, кто претендует на приз Американской гильдии режиссеров. Зато в соревнование за приз профессионального сообщества режиссеры включили, например, ветерана Мартина Скорсезе (с фильмом «Волк с Уолл-стрит») или Пола Гринграсса с его добротным, но малопримечательным «Капитаном Филлипсом». Похоже, «Капитан» очаровал членов всех гильдий и академий – а ведь он, по большому счету, является очередным гимном смелости «морских котиков», как прошлогодняя «Цель номер один» Кэтрин Бигелоу. Только у Бигелоу доблестные бойцы спецподразделения устраняли Усаму бен Ладена, а у Гринграсса – освобождают капитана американского судна из плена сомалийских пиратов. Но выглядят они везде одинаково. Как супергерои, для которых нет ничего невозможного.
Часто так случается, что до финального премиального забега доходят совсем не те фильмы, что останутся потом в коллективной памяти специалистов как мало-мальски художественные явления. Бывает, срабатывает контекст момента, и волна возносит фильмы-однодневки. Бывает, профи ведутся на броские эффекты или поддаются обаянию нехитрого опуса. На «Золотой глобус» и премию BAFTA в номинации «Лучший фильм» претендует, кроме прочих, сентиментальная мелодрама британца Стивена Фрирза «Филомена», в ней со своевременным пафосом осуждается мракобесие католической церкви и толерантно проводится линия равноправия лиц разной сексуальной ориентации. Думается, что аванс этому милому фильму обеспечили актерские работы. Каков бы ни был материал, Джуди Денч и Стив Кугэн вывезут, как лошадки-фавориты.
В актерских номинациях тоже есть перекосы и несоответствия общему знаменателю, особенно в мужском разделе. На «Золотой глобус» с полным правом претендуют Оскар Айзек из «Льюина Дэвиса» и Брюс Дерн из «Небраски». Но на него же претендует Роберт Редфорд, за которого порой просто неудобно становится при просмотре фильма «Не угаснет надежда»… В этой моноистории великий актер прибегает порой к таким театральным взорам, что напряженная драма сама собой превращается в пародию, причем довольно тягомотную. Самые яркие женские роли, если судить по номинациям «Золотого глобуса» и премии BAFTA, сыграли в 2013-м Кейт Бланшетт («Жасмин» Вуди Аллена), Сандра Баллок («Гравитация»), Эмма Томпсон («Спасти мистера Бэнкса» Джона Ли Хэнкока) и Джуди Денч в «Филомене» Стивена Фрирза. Конкурентки достойные.
Итоги киногода подводят в разных цехах индустрии, и оценка каждого сообщества интересна, симптоматична. Но в ближайший четверг будет обнародован финальный список номинантов на премию Американской киноакадемии, и, конечно, из всех призов важнейшим для нас опять покажется «Оскар».