От добра добра – ищут! Кадр из фильма
Проект Тимура Бекмамбетова «Елки» можно в принципе продолжать бесконечно. Каждый раз это порция хорошенько перемешанных мини-историй про шебутных, сердечных россиян. А когда они предстают во всей красе, россияне? Конечно, под Новый год. Считается, что до последнего удара курантов нужно успеть закрыть все долги и пробелы. Выполнить обещания. Признаться – в любви или, наоборот, в измене. Принять решения – бросить курить или, допустим, перестать врать.«Бумеранг добра» – вот что, по мысли авторов «Елок», определяет жизнь граждан нашей бескрайней страны. Это такая теория: сделай что-нибудь хорошее, и тебе придет удача с самой неожиданной стороны. Участливая девушка заводит в социальной сети группу «Бумеранг добра» – и мы можем наблюдать в деталях механизм судьбы. Все участники группы (а это полстраны!) участвуют в борьбе за право на любовь. Любовь двух собак – изнеженной породистой Йоко и лохматого «двортерьера» Пирата. Тех пытается разлучить бессердечная хозяйка Йоко, но четвероногие влюбленные все равно воссоединятся – благодаря поддержке и участию тысяч интернет-пользователей. Вообще нынешние «Елки» можно считать гимном интернет- и телефонным технологиям. Все действие основано на виртуальных связях. Люди находятся на разных концах земли, но «ведут» друг друга в онлайн-режиме. Маленькая девочка, дочка хозяйки Йоко просто не расстается с гаджетами – руководит широкомасштабной операцией по спасению собаки от ненавистного визита к породистому британскому жениху. Жалко девочку – лучше бы погуляла, покаталась на санках. Но она продолжает тарабанить по планшету, шлет жестокосердной матери видео и текстовые послания-угрозы…
«Елки» – это не совсем альманах, фильм не разбит на последовательные «главы». Разные линии начинаются, потом прерываются, чтобы снова всплыть в соседстве с другими. Каждую ведет отдельный режиссер. И одна линия не равна другой. Сюжет с собаками, например, слащав и фальшив. Получше дело обстоит в линии рыбака-изменщика, которого сыграл Гоша Куценко. Банальная история похода налево, но она с драйвом и юмором разыграна актерами: в роли обманутой жены Мария Шукшина, и хорошо получился у Александра Робака друг и компаньон по заговору. Куценко отлично ведет монолог пьяного человека, попавшегося на измене: мужик сидит над прорубью, опрокидывает рюмку за рюмкой и настырно зовет Золотую Рыбку. Только она может ему помочь. Но, оказывается, под Новый год чудеса свершаются и без Золотой Рыбки. Жена пережила болезненный момент и простила. Намешала оливье, сделала заливное. Благодать.
В «Елках» традиционно полно «медийных лиц» – актеры и шоумены всех поколений охотно снимаются в заведомо кассовом и раскрученном проекте. Но, как и сами истории, качество исполнения сильно разнится. В нынешних «Елках» показывает класс Валентин Гафт в роли депрессивного пенсионера-вдовца. Что-то даже трагическое проскальзывает в его репликах, бродит во взгляде. Ну а лучшей парой можно назвать Сергея Светлакова и Ивана Урганта. Неплоха и сама их сюжетная линия. Фабула беспроигрышная – отцов оставили дома с младенцами. В истории мирового кино вы насчитаете несколько хитов на эту тему. Эти мужики, естественно, уподобляются своим экранным предшественникам и тоже пытаются продолжать жить по-мужски, самонадеянно полагая, что детей просто надо уложить спать и всё! Однако дети так просто не сдаются. Тот Борис, что в исполнении Светлакова (герой Урганта – тоже Борис, друзья назвали сыновей один в честь другого), например, уверен, что младенцы заснут под чтение «Ветеринарной энциклопедии». Но информация про рахит у синичек совершенно не успокаивает детей… Они засыпают, как только папа должен отвлечься. Зато просыпаются, пока отцы тайно отсутствуют. Высунулись на пять минут в магазин, но попали в зловещий автобус с психами. Оказались насильно доставлены в психиатрическую лечебницу, где вынуждены отвечать на вопросы дежурного врача (Татьяна Догилева). Естественно, психиатр в самых обыденных ответах видит свое, фрейдистское… Побег друзей из психушки оснащен в «Елках» элегантной цитатой из «Полета над гнездом кукушки» – герой Урганта вырывает с корнем раковину, выбивает окно и бежит, свободный, к больничному автобусу.
«Елки» – продукт продюсерской компании Тимура Бекмамбетова «Базелевс». Они традиционно приносят фирме хороший новогодний доход. Но в этом году у них появился серьезный внутренний конкурент. «Базелевс» выпустил осенью на экраны комедию «Горько!» молодого режиссера Жоры Крыжовникова, которая прошла в прокате с потрясающими показателями, несмотря на отсутствие большого бюджета на рекламу. И сейчас снимается «Горько!-2». «Елки» действительно как-то приелись – как традиционное, но одинаковое праздничное блюдо. Наверное, стоит предпочесть этому отработанному бренду новую франшизу из жизни простых россиян – в ней видится качественно другой уровень драматургии, режиссуры и визуального решения. В отличие от «Елок» «Горько!» – не оптимистическая новогодняя сказочка, а умная сатирическая комедия. Думается, сейчас такой жанр как-то более приличен в рассказе о жизни страны.