В этом году фестиваль студенческого кино прошел в 33-й раз. В нем приняли участие начинающие кинематографисты из 42-х стран. Помимо двух киноконурсов – международного и вгиковского – в дни фестиваля шел показ тех спектаклей, что играют студенты разных киношкол мира. Достижения будущих профессионалов оценивало жюри – исследователи кино, студенты ВГИКа.
Приз за лучший игровой фильм международного конкурса был присужден французу Джоанну Дюла за его короткометражку «На выдохе». Главный герой этого фильма обладает способностью бесконечное число раз возвращаться в прошлое, чтобы менять его по своему вкусу. Он забавляется так до тех пор, пока не встречает настоящую любовь. Она лишает его удобного дара, обернувшись неисправимой трагедией.
Лучшим документальным фильмом была названа картина петербурженки Дарьи Орхан «На крючке», рассказывающая об экстремальной практике подвешивания. Человека вздергивают на крюках, продетых сквозь кожу. Говорят, во время «сеанса» участник испытывает непередаваемые ощущения - от боли и паники до транса, невесомости и эйфории. Дарья Орхан не только запечатлела подробности самой процедуры, но и рассказала о повседневной жизни тех, кто практикует эту странную технику.
Как ни парадоксально, по своей дерзости фильм о подвешивании значительно уступал… милому мультфильму белорусского аниматора Марии Матусевич. Ее «Фокус» - про кролика, живущего в шляпе артиста. Фильм был прокручен три раза подряд. Зрители возмущались, свистели, смеялись, комментировали происходящее и кричали на киномеханика. Тот явно не понимал, в чем дело. Выяснилось, что троекратное повторение с титрами входило в замысел режиссера, вероятно, пожелавшего изобразить безысходность и дурную повторяемость жизни, круг сансары или какую-то еще более глубокую концепцию. Что бы сие ни значило, этот рискованный, раздражающий, но яркий ход запомнился всем.
Приз за лучшую режиссуру игрового фильма разделили сразу два вгиковца: Алена Рубинштейн за фильм «Арал – тур интернейшнл» и Артур Мамедов за фильм «Отец». Первый повествует о жизни казахских девушек, безуспешно пытающихся подцепить хоть каких-нибудь европейцев и улететь из опостылевшей степи. Второй, получивший также приз зрительских симпатий и диплом за смелость и профессионализм в звукорежиссуре, рассказывает историю дагестанского старика - тот спасает русского солдата от боевиков и платит за это жизнью своего единственного сына. Эта суровая, лаконичная и по-настоящему зрелая работа заметно выделялась на общем фоне.
В целом 33-й фестиваль ВГИКа продемонстрировал высокий уровень молодых операторов, художников и звукорежиссеров, а также - нескольких режиссеров и сценаристов, и выдал ряд экспериментальных находок, традиционно свойственных студенческому кино.