Вот она какая, кошерная любовь... Кадр из фильма «Заполнить пустоту»
Израильское кино можно поздравить с появлением первого фильма ужасов. Правда, картина «Бешенство» Аарона Кешалеса и Навота Папушадо получилась больше похожей на пародию, чем на полноценный триллер. Наверное, из-за традиционного пристрастия еврейской культуры к сарказму. И все равно можно только приветствовать тенденцию израильского кинематографа расширять жанровый ассортимент. Потому как долго преобладали в нем семейные и биографические драмы.Пожалуй, самым важным из документальных фильмов можно назвать «Акт убийства» Джошуа Оппенхаймера, вызывающий неизменный интерес по всему миру, – а показан он был на множестве фестивалей, в том числе на Московском международном. Это беспрецедентный проект, исследующий индонезийский геноцид 1965 года. В ходе той страшной резни было убито около 2,5 млн человек: коммунистов, этнических китайцев и тех, кто, по мнению убийц, мог им сочувствовать. До сих пор подробности этой исторической драмы замалчивались, но Оппенхаймер посвятил в них зрителей всего мира. На протяжении тех 2,5 часов, что идет фильм, о своих прошлых преступлениях рассказывают те, кто ныне стоит у власти в этой стране. Они еще и проигрывают, наглядно демонстрируют прошлые «подвиги». Один из них, видный общественный деятель Ади Зулкади, выражает свою позицию так: «Военные преступления определяют победители. Я – победитель, поэтому могу давать собственные определения». Фильм Оппенхаймера демонстрировался в том числе и в Индонезии, где произвел огромное впечатление как на простых зрителей, так и на родственников жертв. И на палачей, кстати, тоже!
Еще одна нашумевшая документальная лента из программы фестиваля – «Дети Гитлера» Ханоха Зееви – рассказывает о жизни потомков ближайших гитлеровских сподвижников: Геринга, Гиммлера, Эйхмана, Гесса и других. Об их непереносимом чувстве вины. Именно это чувство заставило, например, крестника Гитлера ездить по Германии с лекциями, осуждающими нацистский режим, а внучатых племянников Геринга – подвергнуть себя стерилизации. И о том, как в душах детей сталкивается естественная любовь к родителям и ненависть к их преступлениям.
Что касается игрового кино, то, безусловно, главной премьерой стал «Конгресс» Ари Фольмана, номинанта на «Оскар» за фильм 2008 года «Вальс с Баширом». Новая лента Фольмана снята в той же манере, что и прославившая его автобиография, и совмещает кино и анимацию. Сюжет развивается в будущем. По мысли автора, люди через много лет окончательно уйдут в иллюзорную реальность. Но это – контекст, а сама история – о стареющей актрисе.
Тот же прием совмещения анимации и кино использует Ави Нешер, режиссер своеобразной картины «Чудеса». Она ломает традиционное представление о боевике, являясь чисто израильским эклектичным продуктом, сочетающим закрученный сюжет, трогательный юмор, религиозную подоплеку (что особенно характерно, окрашенную в тона иронии) и яркость молодежного кино.
Показали и полюбившийся израильтянам фильм Рамы Бурштейн «Заполнить пустоту». Это нежный сюжет о любви, побеждающей ложь. Несмотря на свой ультрарелигиозный контекст (режиссер – представительница хасидской общины, как и ее герои), картина эта – универсальный рассказ, понятный всем влюбленным. Вероятно, благодаря этому фильм «Заполнить пустоту» и стал лауреатом национальной израильской кинопремии «Офир».
В один из дней фестиваля состоялась презентация книги исследователя и кинодеятеля Марата Пархомовского «Израильская киноиндустрия. Система и особенности». Она написана по заказу московского кинотеатра «Пионер» (там шли показы игровых фильмов программы). В своем труде автор анализирует историю и структуру израильской киноиндустрии и делает прогнозы на будущее – ему оно видится весьма радужным. После такого разнообразия картин с этим хочется согласиться.