Сегодняшние герои, но страдают по мотивам Достоевского. Кадр из фильма «Двойник»
В программе нашлось место фильмам разных жанров, однако общая тенденция выделилась легко – большинство картин тяготеет к черному и абсурдистскому юмору. Чего и следовало ожидать от кино, созданного на родине Льюиса Кэрролла, и оригиналов из комик-группы «Монти Пайтон».Независимый режиссер Бен Уитли, автор черной комедии «Раз, два, три, умри!», на этот раз представил в Москве исторический триллер «Поле в Англии», замысел которого он вынашивал несколько лет. Время действия – XVII век, когда в Англии произошел важнейший поворот – гражданская война, сменившая абсолютную монархию на конституционную. В своем выступлении он подчеркнул, что стремился привнести в исторический фильм психоделику.
Действительно, сочетание «шекспировских» диалогов и туалетного юмора выделяет эту макабрическую картину даже из такого пестрого потока, каким показалась программа 13-го «Бритфеста». В ней нашлось место даже экранизации повести Достоевского «Двойник»! Ее осуществил молодой режиссер Ричард Айоади, пока больше известный как исполнитель одной из главных ролей в сериале «Компьютерщики». В его версии «Двойник» – трагикомедия. Классический сюжет приобретает мотивы Кафки и черты эстетики стимпанка. А главную роль исполняет популярный актер Джесси Айзенберг, сыгравший Марка Цукерберга в «Социальной сети» Дэвида Финчера. Английское кино все-таки крепко ориентировано на литературу (не только на отечественную) – «Двойник» Айоади тому очередное и яркое подтверждение.
Как ни странно, трагикомедия «Грязь» Джона С. Бэйрда – всего лишь вторая экранизация произведений Ирвина Уэлша. Герой, как обычно и бывает у Уэлша, наделен всяческими пороками: он извращенец, наркоман и манипулятор. Но именно этот – еще и полицейский. В картине же режиссерского дуэта Джоунс «Все когда-нибудь умрут?», напротив, основной персонаж – преступник, к тому же очень сентиментальный.
Наиболее свободная от трагической примеси комедия «Алан Партридж: Альфа-отец» Деклана Лоуни соотносима с тем, что делает Саша Барон Коэн. Полюбившийся англичанам герой Стива Кугана телеведущий-пародист Алан Партридж давно живет на британских экранах во множестве телешоу, а тут впервые появляется в кино.
«Студия звукозаписи Бербериан» Питера Стриклэнда – настоящий «духовный триллер». Добрый и застенчивый герой попадает в аллегорический ад, раскинувшийся в декорациях студии звукозаписи. По словам продюсера фильма Мери Берк, представлявшей картину в Москве, к внутреннему фиаско героя приводит то, что он постепенно впускает зло в свою душу. Этот блестящий, тонкий фильм был отмечен на многих фестивалях независимого кино и, безусловно, является украшением данного.
Герой фильма Клио Барнард «Великан-эгоист» – ребенок из неблагополучной семьи. Он мечтает заработать кучу денег на сдаче металлолома. Шотландский парень из фильма «За тех, кто в море» (режиссер – Пол Райт) мечтает спасти брата из морской пучины, но брат давно утонул… И если автор фильма «Великан-эгоист» косвенно обращается к сказке Оскара Уайльда, то Пол Райт проводит параллели не только со средневековыми легендами, но и с Библией. Герой в сложных отношениях со своим сильным братом – как Иаков. Он попадает в чрево морского чудовища, как Иона. И в конце концов спасает человечество, как Иисус. Продюсер фильма Мери Берк предположила, что картина обладает такой силой воздействия потому, что Пол Райт сам когда-то пережил трагедию: его отец пропал в море. «За тех, кто в море» – фильм простой и при этом впечатляющий.
Помимо игровых на «Бритфесте» показали две документальные ленты: «О детях и кино» Марка Казинса и «Интернет или жизнь» Бибан Кидрон. Первая о том, какими предстают дети в кинематографе разных стран. К детям везде принято относиться по-разному, да и менталитет всюду свой – к таким размышлениям приходит Казинс в ходе своего киноисследования. Бибан Кидрон снял фильм на актуальную тему отношений человека и Сети.