В этом году «Молодости» необычайно повезло с погодой – она была достаточно строгой, чтобы никто не расслаблялся, но мягкой и справедливой – чтобы фестиваль не помянули потом злым словом.
Впрочем, «Молодости» вообще везет последние сорок три годы – все те, что она существует. Родившись в глухие времени «великого советского кино» и будучи его ревностной защитницей, как и полагается родине Довженко, ей, казалось бы, на роду написано было с развалом СССР кануть в небытие. Черта с два – не только не канула, но вырвалась вперед всего фестивального движения на просторах СНГ.
Программа «Молодости» громадна – другого слова и не подберешь. Может, стоило бы чуть сузить, не то растерянность зрителя-киномана может оказаться фатальной. С десяток программ, в рамках которых фильмы-жемчужины, фильмы-победители, фильмы-откровения – многовато даже для закаленного синефила. С другой стороны – прокатом авторского кино Украина своих зрителей, деликатно выражаясь, не радует, так что, может, и правильно – пусть разрываются.
В этом году «Молодость» выкатила конкурсную программу тяжелой артиллерией. Обычно конкурс – далеко не самая сильная часть этого фестиваля, но в этом году привычное недовольство конкурсом мгновенно растворилось в качественной подборке фильмов. И канадский фильм «Сара хочет бегать», и новозеландско-датско-шведский «Вес слонов», и австрийская «Божья роса», и американская «Синяя птица», и мексиканская «Золотая клетка» - все тут пусть и неравнозначны, пусть не все шедевры, но вместе обеспечивают то, что констатируется как «высокий уровень конкурса». Несомненный фаворит всех и вся, один из каннских победителей (пусть и не в основной программе), «Ило Ило» сингапурского режиссера Энтони Чена – спровоцировал жюри на проявление хорошего вкуса и к всеобщей радости (правда всеобщей – не единого «против» автор этих строк не слышала) завоевал победу в конкурсе полнометражных фильмов. Снятая с истинной восточной мудростью, скрещенной с экспрессией на грани выносимого, история про дружбу мальчишки и горничной ставит своей целью только одно: показать любовь как необходимое и спасительное состояние души. Так как сюжет разворачивается на фоне экономического кризиса конца 90-х, высшее назначение любви становится не просто очевидным, но и, по мнению автора, неизбежным.
И последнее по поводу конкурса, уже невеселое. Неужели так важна для устроителей фестиваля (и это не риторический вопрос – хотелось бы услышать на него ответ) галочка в их послужном списке, что в эту сильную конкурсную команду надо было приглашать неконкурентоспособного участника – украинский фильм «Такие красивые люди» Дмитрия Моисеева? Абсолютное отсутствие профессионального сценария, беспомощность режиссуры, титанические усилия актеров сыграть то, чего нет. Зачем, правда? Тем более что есть целая программа национального кино.
Если присуждение первого приза в конкурсе полнометражного кино было вполне предсказуемым, то в отношении самого главного приза «Молодости» - Гран-при – жюри проявило известную экстравагантность, отдав его короткометражному студенческому фильму. С самым главным призом «Молодости» уехал молодой британский режиссер Габриэль Гоше, получив его за картину «Масса людей». Депрессивное действие, подводящее зрителя к простой мысли, которая наверняка зреет в уме каждого, кто в принципе готов думать: цивилизация – зло везде и всегда. И даже если живешь ты в благополучной Великобритании, ты – всего лишь тварь дрожащая, которую пнуть и раздавить может любая другая тварь, только при власти.
Впервые на «Молодости» в этом году прошла неделя российского кино. И это, пожалуй, главный вопрос для российского журналиста, побывавшего на «Молодости», - зачем? Зачем и кому? Немалые государственные деньги выделены на то, чтобы в обшарпанном кинотеатре, куда редкая птица долетит, в присутствии десяти-двенадцати зрителей, показать далеко не лучшее (с исключениями вроде «Разносчика» Андрея Стемпковского), что было снято в России за последние два года. Для кого это сделано? Где предварительная реклама события? Где зрители? Что такое студия «Мы», которая при содействии Минкультуры РФ делает подобные недели? И главное – смысл?
До следующей «Молодости» осталось уже меньше года. За это время, надеемся, ответы на вопросы найдутся.
Киев – Москва