Кадр из фильма "Околофутбола"
События на овощебазе в Бирюлеве отвлекли общественность от обсуждения картины Федора Бондарчука «Сталинград» и заставили вновь заговорить о таком явлении как «футбольные хулиганы». Со времен Манежной площади хорошего повода не случилось, а тут и овощебаза, и недавняя премьера картины «Околофутбола».
Передача «Монгайт» на телеканале «Дождь» не прошла мимо обеих тем: сначала, в присутствии картонных фигур Владимира Мединского и Никиты Михалкова, поговорили про «Сталинград» и духовные скрепы, а недавно обратились к феномену футбольного«хулиганизма». Ведущая программы Анна Монгайт на обсуждении картины «Околофутбола» выступила в качестве представителя той части аудитории, которая задается вопросом «Зачем деретесь?» и не находит на него ответа. В конце выпуска звучит реплика про вымышленных врагов, с которыми, дескать, противопоставлены герои фильма. Ведь для них не являются антагонистами ни полицейские, ни лица кавказской национальности, ни другие «хулиганы». Россия больше не страна царей, попов, большевиков, как ее описывал Эгон Эрвин Киш, а страна с вымышленными врагами, которые объединяют многие общины, будь то футбольные фанаты, религиозные секты, проправительственные организации, оппозиционные движения или, наконец, кружок любителей фильмов не для всех.
«Откуда создатели «Околофутбола» знали о том, что произойдет в Бирюлеве?» - интригует подзаголовок программы, в которой параллели между событиями картины и реальной ситуацией прошлого уикенда сводятся лишь к неловкой монтажной нарезке. Парадоксальная версия о том, что картина «Околофутбола», посвященная футбольным хулиганам и их боевому досугу, предсказала события в Бирюлеве – настолько же случайна, как присутствие в кадре картонной фигуры Зураба Церетели. Учитывая, что произошедшее на овощебазе, развивалось по принципу событий на Манежной площади, слово «пророчество» звучит совсем странно. Трудно предсказать то, что уже было.
Если же откреститься от политического привкуса, то околофутбольный выпуск передачи затронул многие вопросы, которые можно отнести к ныне важному социальному (отчасти – и околокультурному) контексту. Почему вариация на тему «Бойцовского клуба» обходит в прокате «Интимные места»? Что вообще скрывается за страшным словосочетанием «футбольные хулиганы», которых не интересует счет на табло и блестящий гол в «девятку»? Откуда эту тенденцию занесло в Россию, которая принимает далеко не все западные веяния? И, наконец, почему в XXI веке люди с нормальной работой выпускают на свободу внутреннюю агрессивную мужественность, чтобы побить другого любителя адреналина?
Григорий Иванцов и Павел Ерлыков – исполнители главных ролей в картине «Околофутбола» – видят в этом современное проявление суровой мужской дружбы, а также зов предков, которых очаровывали кулачные бои. Другие отношения, настоящая искренность, адреналин и чувство плеча или локтя. Футбольный критик Игорь Порошин сослался на историю Англии и Италии, где футбольное хулиганство вспыхнуло, вероятно, раньше всех, и раньше нашего точно. Он объяснил все эти крайности проявлениями «болезни цивилизации», которая не позволяет мужчинам воевать и давать выход заложенным природой инстинктам. Вот и приходится компенсировать недостаток боев при помощи «хулиганства», объединения в группы по клубному признаку. Входят туда те, кто «лелеет в себе подростка», а выходят - лишь те, кто готов остепениться. Кто вырос.
Спор разгорелся вокруг мотивов, которые движут героями. Зачем они дерутся, и чем окажется их общность, если «драку» как образующий фактор убрать? Скорее всего, это будет не столь крепкий коллектив. Спортивная ненависть к некоему сопернику (даже «вымышленному врагу») придает смысл, который работа клерка и бремя цивилизованного человека отнимает. Об этом уже написал роман «Бойцовский клуб» Чак Паланик (вспомнили кстати!), который в ярких красках и вообще доходчиво перенес на большой экран Дэвид Финчер. Будь они националистами или просто «необъярлыченными» хулиганами, поскрести чуть-чуть – и окажется, что под внешним слоем – та же программа, какая была и у Тайлера Дердена, героя «Бойцовского клуба».