Рону Ховарду удалось передать атмосферу золотого века Королевских гонок. Кадр из фильма
Российские зрители наконец увидят в кинотеатрах фильм «Гонка» о «Формуле-1», мировая премьера которого состоялась 2 сентября в Лондоне. Фанаты автоспорта с нетерпением ждали эту картину режиссера Рона Ховарда («Аполлон-13», «Ангелы и демоны», «Код да Винчи»), до дырок засматривая трейлеры в Интернете и читая о том, как шли съемки. За неделю до официального выхода картины на российские экраны ленту показали прессе и тем представителям гоночного сообщества и болельщиков, кому удалось достать пригласительные билеты.Первый показ состоялся в большом зале кинотеатра «Октябрь». В фойе была выставлена гоночная машина «Формулы-1» команды Marussia, выступающая в чемпионате мира по российской лицензии. Одним из основателей команды является небезызвестный актер, шоумен и гонщик Николай Фоменко. Он присутствовал на премьере и охотно давал комментарии на фоне гоночного болида многочисленным представителям прессы.
Вообще фильмов про гонки и гонщиков не так уж много. В частности, этот факт объясняет тот ажиотаж, который вызвала новость, что в Голливуде снимают фильм о «Формуле-1» – главном автоспортивном чемпионате планеты. Формульных классов в гонках много и фильмы о них есть, но вот сходный по масштабу фильм именно о «Формуле-1» – «Гран-при» – был снят еще в 1966 году режиссером Джоном Франкенхаймером. Эта лента считается культовой среди любителей Королевских гонок, и перед Роном Ховардом стояла далеко не простая задача. Достаточно отметить, что фильм «Гонщик» (Driven) с Сильвестром Сталлоне часто называют абсолютно неправдоподобным, что, в общем, правда.
«По-моему, главная трудность состоит в том, чтобы попытаться воссоздать ощущение глобального масштаба этого спорта и предельный накал страстей, ему свойственный, но при этом уложиться в рамки разумного бюджета. Мне очень хочется, чтобы болельщики «Формулы-1» почувствовали, что мы относимся к ним с большим уважением, и чтобы им понравился наш фильм», – сказал Ховард в одном из интервью год назад. Скорее всего режиссеру это удалось, то есть сделать фильм для болельщиков.
Сюжет картины закручен вокруг известной фанатам Королевских гонок интриги чемпионата мира сезона 1976 года. Тогда развернулась острая борьба между пилотами команд, конкуренция которых сама уже давно стала частью истории и традиции «Формулы-1». Речь идет о Ferrari и McLaren. За Ferrari в том году выступали Ники Лауда и Клей Регаццони, а за McLaren – Джеймс Хант и Йохен Масс. Главная схватка за титул развернулась между Лаудой, которого играет Даниэль Брюль, и Хантом (Крис Хемсуорт), и именно на базе этого противостояния и построен сюжет. По фактическому содержанию фильм максимально отражает события, в которых участвовали главные герои. Кажется, что одна из трудностей, которая связана с восприятием фильма, это довольно далекие по времени события.
Не все любители автоспорта могут точно сказать, кто выступал в том сезоне. Если Ники Лауда еще жив и работает неисполнительным директором команды Mercedes AMG Pertonas F1, то о Джеймсе Ханте (умер от сердечного приступа в 1993-м) помнят далеко не все, хотя он был гонщиком, как говорится, от Бога. То есть если бы одним из героев фильма о «Формуле-1» был Михаэль Шумахер, которого знают даже те, кто автоспортом вовсе не интересуется, то временного провала удалось бы избежать. Но тогда вряд ли удалось бы передать атмосферу и настоящий гоночный дух «Формулы-1», которые были присущи автогонкам прошлого и которые, по мнению, например, Николая Фоменко, нынче в Королевских гонках утеряны. Скорее всего так оно и есть на самом деле. Рону Ховарду этот дух передать удалось, в том числе и через поразительно точно подобранных исполнителей главных ролей. А технологии XXI века помогли усилить эффект присутствия и реалистичности происходящего на экране.
Незадолго до премьеры Ники Лауда дал большое интервью Telegraph, где он сказал: «В те времена спорт был совершенно другим, поэтому гонщики были более харизматичными, более благородными и эгоцентричными, они больше радовались жизни, ведь она могла закончиться в любой момент. Игра Даниэля Брюля произвела на меня неизгладимое впечатление. Удивительно, насколько хорошо он меня сыграл. Он отлично выполнил свою работу. У меня совершенно нет критических замечаний об этом фильме. Все, кто его посмотрел, что-то получил от него».
Николай Фоменко после фильма в интервью «Чемпионат.соm» сказал, что считает эту картину блестящей, что ее должны посмотреть все: «Я хочу вам сказать, что почти все так и было. …Не хочу обсуждать кинодостоинства или кинонедостатки этого произведения. Самое крутое – что в мировом прокате появляется кино, которое достаточно открыто говорит о том, что толерантность современного мира в целом приучает нас к ненастоящей, фиктивной жизни во всем – в спорте, в отношениях, в эмоциях. И это плохо. То, что двигало людьми тогда, дает возможность жить сейчас».
Также своим мнением об увиденном на экране с «НГ» поделилась спортивный комментатор и финансовый советник команды Caterham F1 Оксана Косаченко: «Я полагаю, что нет смысла размышлять о достоинствах или недоработках фильма. Важен сам факт его появления: наконец-то великий Голливуд предпринял попытку рассказать обычному зрителю о перипетиях самого элитарного спорта – «Формулы-1». Это не фильм о гонках, это фильм о судьбах спортсменов, обрекших себя на бесконечную гонку за славой и деньгами, успехом и счастьем. И как это часто бывает в жизни – победителем выходит только один. Но совсем не всегда тот, кто поднимается на верхнюю ступеньку пьедестала».
По мнению автожурналиста и эксперта Марии Мельниковой, фильму «Гонка» неплохо бы добавить некоторых деталей: «Знаменитый фильм «Гран-при», снятый в середине 60-х, воспринимается сейчас как энциклопедия гонки тех лет. Картине хочется добавить деталей, которые бы прибавили вкуса. Фильм захватывает и держит в напряжении даже тех, кто знает историю вопроса».
Может быть, после фильма кто-то придет на автодром или не переключит канал с трансляцией «Формулы-1» хотя бы для того, чтобы посмотреть, а как оно сейчас.
Лучшие фильмы о гонках и гонщиках
1966. «Гран-при». Реж. Д. Франкенхаймер
1966. «Мужчина и женщина». Реж. К. Лелуш
1971. «Ле-Ман». Реж. Ли Х. Кацин
1972. «Гонщики». Реж. И. Масленников
1990. «Дни грома». Реж. Т. Скотт
2003. «Мишель Вальян: жажда скорости». Реж. Л.-П. Кувлер
2010. «Сенна». Документальный фильм. Реж. А. Кападиа