Человеку без животных, животным без человека – нельзя. Кадр из фильма «Человек и Лис»
Как известно, культурная революция в Перми свернулась. Освобожден от должности директора Музея современного искусства Марат Гельман, да и Борис Мильграм оставил пост министра культуры в пользу руководства Театром-Театром. А вот достижения по части кино продолжают прирастать – в этом уверен президент международного фестиваля документального кино «Флаэртиана», директор «Пермкино» Павел Печенкин.Пермь готова к старту собственного кинопроизводства. Месяц назад тут побывал Павел Лунгин – он станет художественным руководителем интереснейшего проекта. Несколько поколений пермяков выросли на фильме «Три с половиной дня из жизни Ивана Семенова, второклассника и второгодника», который был снят в 1966 году на пермской телестудии Константином Березовским. Здесь его любят столь же страстно, как везде на просторах бывшего СССР любят комедию Элема Климова «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен». Популярной истории решили дать вторую жизнь – то есть сделать ремейк, да такой, чтоб позволил ей выйти за пределы края. Своих драматургов и режиссеров игрового кино в Перми пока нет (тут культ документалистики!), но это не останавливает энтузиастов в желании штурмовать вершины. Под присмотром Лунгина будут писать сценарий, кропотливо подыскивать постановщика. Маячат идеи создать исторические кинополотна на родном материале: одна история знаменитой уральской династии Строгановых чего стоит, а ведь можно еще замахнуться на биографию Ермака! Пока в соседнем Екатеринбурге скорбят по практически утраченной Свердловской киностудии, в Перми фонтанируют идеями и не боятся мечтать. «Да, в Екатеринбурге есть горы, – признает Печенкин. – Но у нас есть реки! И энергетика! В Перми есть энергия – а это важно!»
Кстати, совсем скоро вы увидите на экране эти реки, проникнитесь энергетикой – считанные недели остались до выхода в прокат фильма Александра Велединского «Географ глобус пропил». Снимали его на Пермской земле при активном участии сотрудников «Пермкино», оргкомитета фестиваля «Флаэртиана» – эта небольшая команда необычайно креативных людей составила основу Пермской кинокомиссии. На практике таковая уже давно функционирует – берет на себя организацию съемочного процесса приезжих групп, осталось только получить номинальный статус, финансирование на собственные проекты. Когда наблюдаешь в течение многих лет, как команда Печенкина воспитывает аудиторию серьезного кино, как создает в своем скромном кинотеатре настоящий интеллектуальный, образовательный центр, веришь в то, что им удастся создать в родной Перми и очаг кинопроизводства. По крайней мере на семинаре по драматургии, который вел в дни «Флаэртианы» сценарист Александр Родионов, сидели 50 молодых пермяков. «Такое даром не пройдет! – считает Печенкин. – Кто-то да будет писать сценарии».
Несколько лет назад, в разгар «культурной революции» и общепермского стремления привлечь внимание, «Флаэртиана» боролась за солидное присутствие столичных журналистов, культивировала статус единственного международного смотра документального кино в России. Под показы и мероприятия было задействовано множество крупных площадок Перми. Сейчас жизнь фестиваля сосредоточена в киноцентре «Премьер», состоящем из нескольких маленьких залов, а в атмосфере ощутима самодостаточность. Главное, что залы заполняются пермскими зрителями. Они подсели на умное кино – и это авторам «Флаэртианы» важнее, чем поддержание пиара на федеральном уровне. А в международной среде документалистов авторитет фестиваля так крепок, что звезды за честь почитают выступать и в маленьких залах. Здесь способны оценить авторские исповеди – как тонкое, ностальгическое путешествие в страну своего детства, предпринятое голландцем Йеруном ван Вельсеном в фильме «Вавумба» (приз «Серебряный Нанук»). Как потрясающе личную, обжигающе откровенную картину поляка Павла Лозинского «Отец и сын». Традиционно зрители «Флаэртианы» имеют возможность перенестись с героями фильмов в самые экзотические точки планеты – как, например, в случае фильма голландки Симонки де Йонг «Единственный сын» (еще один «Серебряный Нанук»). Вслед за детьми большого тибетского семейства мы карабкаемся вверх в Гималаях, петляем по улочкам Катманду… С обаятельным арабом Каисом митингуем на площадях Саны в дни недавней йеменской революции – знаменитый режиссер Шон Макалистер вечно находит своих персонажей в гуще каких-нибудь исторических катаклизмов. На этот раз в конкурсе пермского фестиваля оказался «Революционер поневоле» – сюжет из области арабской весны (приз ФИПРЕССИ).
Главным призом (он называется «Большой Золотой Нанук») награжден трогательный и смешной иранский фильм «Человек и Лис» режиссера Араша Лаути, рассказ о дальнобойщике, который все заработанные деньги спускает на… съемку любительских фильмов про жизнь и отношения между животными. Участники его постоянной «труппы» – курица, говорящая галка, ослики и, конечно же, лис.
Пермь