0
3606
Газета Кино Интернет-версия

07.10.2013 00:01:00

Подмосковные владения дракона

Тэги: госфильмофонд, юбилей, белые столбы


госфильмофонд, юбилей, белые столбы К юбилею Госфильмофонд добрался и до Москвы. Около афиши юбилейной выставки на ВВЦ. Фото с сайта Госфильмофонда

Крупнейшему киноархиву мира – Госфильмофонду России – исполнилось 65 лет. Это целое царство в подмосковных Белых Столбах. Для правильного хранения пленки выстроены специальные здания, в которых поддерживаются необходимые температура и уровень влажности. Есть свой фестивальный киноцентр и гостиница. Все это – за заборами, под охраной. Объект режимный.
Для любого профессионала словосочетание Белые Столбы значит многое. Раньше сюда приезжали не только историки кино, но и действующие режиссеры – жили неделями, смотрели фильмы, материалы по интересующей теме. Недаром шуточным логотипом ГФФ стал трехглавый дракон, восседающий на коробках с пленкой.
Архивисты, собиратели – люди недоверчивые к новшествам. Им положено быть традиционалистами. Так, в Белых Столбах вам каждый сотрудник скажет, что пленка – самый надежный носитель, несмотря на то что ей нужны особые, прихотливые условия. Какое-то время назад тут стали параллельно оцифровывать фильмы, хранить их на специальных картриджах. В какой-то момент содержимое картриджей необъяснимым образом исчезало… А пленка – вот она, лежит в коробках, и ее в любой момент можно достать со стеллажа. Эти стеллажи производят неизгладимое впечатление на каждого, кто оказывается в ГФФ впервые. Когда бродишь меж них, кажется, что петляешь по волшебному лесу, что кругом деревья, на чьих ветках спят любимые киноистории. Стоит снять одну с «ветки» и вставить в кинопроектор, она оживет. Среди специалистов Госфильмофонда есть люди, которые «лечат» старые пленки, есть те, кто способен идентифицировать  фрагмент старинной ленты. Технари и киноведы трудятся тут бок о бок, и невозможно определить, кто из них важнее. Специфика архива такова, что тут важен именно тандем. Периодически тут случаются открытия – кто-то вдруг установил авторство безымянного отрывка, кто-то выудил из неразобранного материала дубли великого фильма. А кто-то восстановил изображение древней пленки колдовскими методами. В таких случаях радуются всем миром, гордятся внутренними победами и обязательно демонстрируют их на фестивале архивного кино.
Фестиваль архивного кино, который ежегодно проходит в Белых Столбах в феврале, – уникальный смотр. Кажется, противоречие кроется в самом названии – как могут соревноваться архивные, то есть старые, картины? Конечно, соревновательность на этом фестивале условная. Скорее это повод достать из недр и показать братьям по разуму потрясающие «экспонаты». Такого нигде больше не увидишь: «пробы пера» великих, первые появления на экране звезд… Ныне забытые фильмы, которые когда-то пользовались успехом. Сотрудники составляют потрясающе оригинальные программы-блоки, где картины «звучат» самым неожиданным образом. К сожалению, в последние годы фестиваль переживает явный кризис, и порой больно сознавать, что усилия удивительных киноведов ГФФ не подкреплены стараниями организаторов фестиваля привлечь достойную публику, способную оценить такие подарки. Еще лет десять назад на фестиваль приглашали зарубежных коллег – историков кино, знаменитых критиков и деятелей фестивального движения. Обязательным для себя считали посещение фестиваля действующие режиссеры. Не говоря уже о критиках и киноведах. На несколько зимних дней комплекс ГФФ в Белых Столбах превращался в бурлящий котел, где сходились, общались те, кто кино делает, и те, кто это кино вписывает в историю. Но постепенно, ссылаясь на кризис, перестали приглашать иностранцев, да и вообще формирование аудитории как-то пустили на самотек.
В этом юбилейном году коллектив ГФФ постигли две утраты. Ушли из жизни знаменитые киноведы, личные старания которых принесли архиву авторитет и славу: Владимир Дмитриев и Валерий Босенко. Первого частенько в шутку сравнивали с тем самым драконом-охранителем. Владимиру Юрьевичу мы обязаны тем, что в Госфильмофонде сохранены все исходные материалы фильмов, снятых на республиканских студиях СССР. Неоднократно после 1991 года кинематографисты независимых постсоветских стран пытались отвоевать свое национальное кинодостояние, но Дмитриев был неумолим: что в Белые Столбы попало, то для других хранилищ пропало. Оценить эту позицию мы смогли, когда, например, в Тбилиси выгорела именно та часть знаменитой студии «Грузия-фильм», где располагалась фильмотека. Напечатать новые копии классических национальных фильмов смогли после этого только в подмосковных Белых Столбах.    

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


КПРФ уже тесно в политконсенсусе

КПРФ уже тесно в политконсенсусе

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Единение с властью ради СВО для левых стало смирительной рубашкой

0
1360
Партия Миронова борется за второй тур

Партия Миронова борется за второй тур

Иван Родин

Выборы в Госдуму по одномандатным округам начали беспокоить оппозицию

0
1373
Кассационные суды немного приподнялись над системой

Кассационные суды немного приподнялись над системой

Екатерина Трифонова

Обвинительный уклон сохраняется в условиях неизменности кадровой политики

0
1268
Что может выиграть Россия от сценариев двуполярности или многополярности

Что может выиграть Россия от сценариев двуполярности или многополярности

Михаил Сергеев

На Западе и в РФ не уверены в способности Китая стать вторым центром доминирования

0
2068

Другие новости