Как Давид с Голиафом, но совсем о других страстях. Кадр из фильма «Голая опера»
В пятницу вечером в Санкт-Петербурге завершился 23-й кинофестиваль «Послание к человеку». Гран-при получила бельгийская картина «После нее» дебютантки Александры Канди Лонге. Сделав фильм фаворитом, жюри под председательством знаменитой Миры Наир определенно предпочло публицистике чистый арт. Недостаток по части остроты восполнило жюри прессы, которым руководила также дама – Ксения Собчак. Свой приз журналисты разделили пополам: австрийской картине про Дон Жуана-гея «Голая опера» Ангелы Кристлиб и фильму-приговору «Акт убийства» американца Джошуа Оппенгеймера. Все вышеперечисленные фильмы – неигровые.После показа «Голой оперы» зрители задавали режиссеру провокационные вопросы – что, мол, у вас там женщины красивые перевелись, что вы снимаете про любовь мужчины к мужчине? Депутата Милонова на мероприятии определенно не хватало... Стыдно за земляков-петербуржцев стало Ксении Собчак – на пресс-конференции она ужасалась хамству зрителей, допустивших некорректные реплики в адрес фильма и автора. «Лично я как человек, который очень любит документальное кино, считаю, что художественная ценность фильма должна быть главной, а не скандальный ореол вокруг него», – сообщила Собчак. Совершенно верно. С этим не поспорит никто из любителей документального кино, которые на конкурсных показах смотрели это самое кино от начальных титров до финальных, не мешая окружающим светом своего айфона и разговорами с мамой, как то проделывала уважаемая председательница жюри прессы. Под ее началом трудились в жюри писатель, публицист и военный переводчик Андрей Константинов (автор книги «Бандитский Петербург»), его коллега Валерий Панюшкин, известные кинокритики Евгений Майзель и Ольга Шервуд.
Что касается основного жюри, то оно сложилось в этом году на славу. Заманить в осенний Петербург индианку Миру Наир, лауреатку Каннского и Венецианского фестивалей, – большая удача и свидетельство того, что бренд «Послания к человеку» все еще в силе. Не меньшая честь для фестиваля – принимать таких судей, как режиссеры Семих Капланоглу и Нико фон Глазов. Компанию им составили также российский режиссер-дебютант Тимофей Жалнин, словацкий мультипликатор Мартин Снопек и киноведы Жорж Боллон и Джонатан Розенбаум. Их покорила странная поэтическая лента «После нее», в которой парадоксальным образом соединены две линии, два монолога. Пожилой темнокожий мужчина, житель Нового Орлеана, вспоминает жуткие дни буйства урагана «Катрина». Поначалу он даже обрадовался чрезвычайному положению – оно дало ему возможность не ходить на работу и ухаживать за умирающей женой. Супруги прожили в любви долгие годы и теперь подводили итоги, прощались и говорили друг другу слова любви. А где-то в далекой Бельгии в жизни молодой девушки бушевал в это время другой ураган – страсть. Как «Катрина», эта страсть прошлась по душе и тоже оставила после себя разрушения – любимый в одночасье ушел. Смонтировать два таких разных рассказа – это риск, но в данном случае он оказался оправдан, судьи «Послания» оказались ценителями тонкого и неконъюнктурного кино.
Программа на «Послании» всегда отличная. Раствориться в ней мешают внешние факторы, коих на сей раз было сверх меры. Смотр переехал из обжитого Дома кино в совершенно новый, не до конца даже готовый кинотеатр компании «КиноСити» (отцы-основатели – нынешние руководители «Ленфильма» Федор Бондарчук и Эдуард Пичугин), где и в дни фестиваля продолжались отделочные работы, а иные сеансы сопровождались визгом дрели. Титры запускались через раз, проекцию подгоняли по ходу дела. «Конечно, недостатки есть, – признался президент «Послания», режиссер Алексей Учитель на итоговой пресс-конференции. – Многие из них – в организации. Потому что несколько лет назад это был малюсенький фестиваль, на котором присутствовали с десяток человек, а теперь мы замахнулись на серьезное европейское мероприятие и не со всем справляемся. Сейчас мы фактически создаем новую команду и будем исправляться». Признание собственных несовершенств – редкое качество среди представителей нашей фестивальной элиты. Обычно они делают вид, что все прекрасно, а недостатки если и признают, то связывают их с происками внешних врагов. «Послание к человеку» действительно не обласкано милостями нынешних руководителей Петербурга, стоит пожелать фестивалю большего уважения со стороны городской администрации. Но и команду надо подбирать кропотливо, чтобы не было потом стыдно за «игроков».
Санкт-Петербург–Москва