Среди поклонников Джеймса Франко – даже журналисты. Фото Reuters
Жизнь на 70-м фестивале постепенно набрала обороты. Покой приморского курорта все чаще нарушается дружным визгом фанатов. Юные поклонницы Дэниэла Рэдклиффа, например, занимали места вдоль красной дорожки за много часов до прохода своего кумира, ждали его под палящим солнцем. А когда актер появился, об этом узнали, кажется, все обитатели огромного острова Лидо – так пронзительно заверещали итальянские почитатели экранного Гарри Поттера… К Джеймсу Франко за автографом выстроилась очередь из… журналистов, что уж там говорить о поклонниках!Бодрее пошло дело и в части конкурса. После большого во всех смыслах анимационного фильма Хаяо Миядзаки показали страшноватую греческую ленту «Мисс Насилие» Александроса Авранаса, новую версию истории убийства президента Кеннеди («Парклэнд» Питера Ландесмана) и тревожную драму канадского киновундеркинда Ксавье Долана «Том на ферме». Фильмы совершенно разных жанров, но любопытно, что в каждом след детских психологических травм героев восходит к фигуре матери. В греческом фильме центральным персонажем оказывается отец-сутенер, который всю жизнь зарабатывает тем, что сдает клиентам женщин своего семейства: дочерей, внучек. Мать до поры сидит тихо, покорно сносит мерзости. Ее непротивление к такому ходу вещей и привело. Словно осознав свой грех, пожилая женщина однажды взяла кухонный нож и зарезала мужа-мучителя. Домочадцы вздохнули с облегчением и словно из паралича вышли. Сумеют ли они жить дальше, не торгуя телом, – другой вопрос, и он остается за рамками этой картины.
В американском «Парклэнде» важный персонаж – мать Ли Харви Освальда. Дама одержима идеей расправы и, кажется, горда своим статусом. Ее сын убил молодого и обаятельного президента США, мгновенно попал за решетку и сам вскорости погиб. Но миссис Освальд воспринимает происходящее как должное, ей даже нравится находиться в зоне повышенного внимания разъяренных сограждан, журналистов и сотрудников спецслужб. Ген безумия в сыне явно от мамы. В картине Ксавье Долана герой предпринимает путешествие в дом своего умершего любовника и знакомится с его матерью – властной, авторитарной Агатой. Та на его глазах запросто управляет вторым своим сыном – крепким бородатым мужиком. Такая женщина редкого мужчину не отпугнет.
«Парклэнд» – ладно скроенный, динамичный американский фильм, очередное обращение к заветному, трагическому моменту истории. Выдающимся его не назовешь, но нельзя не отметить виртуозную камеру Бэрри Экройда (это он снимал для Кэтрин Бигелоу «Повелителя бури», много работал с Кеном Лоучем), которая скользит сквозь толпу по коридорам госпиталя «Парклэнд» в Далласе, мечется в сутолоке офиса ФБР, срывается с места в карьер за растерянной свитой убитого президента, держит в сочувственном фокусе фигурку Джеки Кеннеди. Экройд – явный кандидат на приз «Озелла», которым отмечают в Венеции операторов.
«Том на ферме» – страстное любовное киностихотворение. Долан сам сыграл в своем фильме главную роль – горожанина Тома, который не может пережить смерть любимого и отправляется в его семью. Там его ждет знакомство с братом бывшего возлюбленного, чье сходство с ушедшим будоражит Тома. Как и в нашумевшем фильме Кешиша «Синий – самый теплый цвет», не на оттенке любви сделан тут акцент. Любовь как таковая важна Долану, и она заливает жизнь его, Тома, как наводнение. Он бежит от новых людей и чувств, не может забыть прежнее чувство. Так же мучительно и одиноко живет героиня Кешиша Адель, получившая отставку у своей возлюбленной.
Венеция