0
3002
Газета Кино Интернет-версия

02.09.2013 00:01:00

Юбилей между казино и котлованом

Тэги: венеция, кинофестиваль


венеция, кинофестиваль Джордж Клуни на Венецианском кинофестивале. Фото Reuters

Каждый показ на нынешнем фестивале предваряется минутным роликом – черно-белой хроникой из жизни старейшего киносмотра. Это как киножурнал, который непременно крутили раньше перед сеансом. 10-й, 12-й, 13-й фестивали: гости фестиваля на Лидо – Орсон Уэллс, Акира Куросава, Уинстон Черчилль… Многочисленные звезды итальянского кино эпохи «белых телефонов». Они проплывают по венецианским каналам в гондолах, пляшут в масках на карнавалах и выходят из моря на белый песок. Забавные и трогательные кадры. Сегодняшняя венецианская публика встречает их неизменной прочувствованной овацией. Хотя конвейер по доставке звезд по-прежнему работает здесь бесперебойно.
Уже просиял на красной дорожке Джордж Клуни (он прибыл на открытие смотра, чтобы представить фильм Альфонсо Куарона «Гравитация»), предстали перед фанатами и журналистами Джуди Денч, Джеймс Франко, Джесси Айзенберг, Дакота Фаннинг. Фестиваль проходит, как обычно, в нескольких залах вокруг помпезного казино эпохи Муссолини. Рядом уже который год красуется гигантский котлован, красноречиво затянутый сеткой  – начали было строить фестивальный дворец, да остановились. Какие-то неразрешимые (по крайней мере пока) противоречия между дирекцией смотра и местной администрацией. Может, оно и к лучшему – новое здание наверняка нарушило бы гармонию благообразного острова Лидо. В центральной своей части оно мало изменилось со времен, описанных Томасом Манном в знаменитой новелле «Смерть в Венеции». Виллы, пансионы, пляжи. Прокопченные солнцем дети возятся с песком в десятке метров от красной дорожки фестиваля.
При всем обилии программ главная, конечно, конкурсная. Собранные в ней картины судит в этом году жюри под председательством самого Бернардо Бертолуччи, режиссера почтенного возраста, который умудряется снимать удивительно живое, неожиданное кино – а ведь он давно классик и мог бы вещать, словно с облаков. В той части конкурса, что уже представлена судьям и публике фестиваля, несколько историй, основанных на биографиях реальных людей. Это «Тропы» австралийца Джона Кёррана с восходящей звездой Миа Васиковски в роли путешественницы Робин Дэвидсон, «Филомена» британца Стивена Фрирза и мультипликационная картина Хаяо Миядзаки «Ветер крепчает». Две последние произвели наиболее благоприятное впечатление и вызвали дружные овации на показах для прессы.
Книга британского журналиста Мартина Сиксмита об ирландке Филомене Ли в свое время стала сенсацией (позже он написал книгу о «деле Литвиненко»). Стивен Фрирз снял фильм про то, как Сиксмит и Филомена работают над книгой, то есть ищут сына Филомены Энтони, которого малышом отдали в американскую семью. В начале 1950-х незамужнюю молодую мать-католичку на костре, конечно, не сжигали, но подвергали всяческому остракизму, а ребенка воспитывали при монастыре, пока не находились добрые люди – приемные родители. Филомена потом родила еще дочь и вообще прожила долгую жизнь, но боль от расставания с первым ребенком не утихала. Хваткий репортер соглашается проделать с ней путь в Вашингтон, организовать поиски бывшего Энтони – с тем чтобы написать документальную книгу. И так оно и будет, только вот в Вашингтоне уже выяснится, что Энтони умер несколько лет назад. Он сделал блестящую карьеру в Белом доме, работал в администрации президента Буша-старшего, но рано сгорел от СПИДа. Энтони был гомосексуалистом – и это знание тоже сваливается на Филомену.
В основе своей картина Фрирза – до ужаса сентиментальная мелодрама, сюжетные повороты которой можно назвать сериальными, если не знать, что все так и было в жизни героини и ее сына. И, уж конечно, трудно считать фильм «фестивальным». Но именно его смотрели как никакой другой – из зала практически никто не вышел. Почему? Во-первых, невозможно глаз оторвать от британских актеров, дуэт Джуди Денч–Филомены и Стива Кугэна–Мартина – первоклассный образчик прославленной школы. Во-вторых, это замечательно выписанная история  – человеческая, трогательная, в ней грамотно соотнесены печаль и юмор, а диалоги живые, искрящиеся. Жестокий и устаревший догматизм Католической церкви, необходимость принять мысль о равенстве людей разных ориентаций – это, конечно, выгодно актуальные мотивы реальной истории Филомены Ли, и в фильме они поданы так, как сегодня и должны они быть поданы – несколько дидактически. Но это то самое хорошее кино для широкого зрителя, о котором так грезят наши кинематографисты.
Столь же богата перипетиями жизнь Джиро, героя новой картины Хаяо Миядзаки. «Ветер крепчает» – эпический кинороман не только о судьбе удивительного человека, но и об эпохе. Разрушительное землетрясение, экономическая депрессия, наступающий фашизм – эти звенья тяжелой цепи  истории Японии XX века стягиваются вокруг талантливого авиаконструктора Джиро Хорикоши. Но есть в его жизни и большая любовь, и яркие мечты о небе, полном самолетов, – столь затейливое смешение пластов реальности и фантазий можно создать, конечно, только средствами анимации.    
 Венеция

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


КПРФ уже тесно в политконсенсусе

КПРФ уже тесно в политконсенсусе

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Единение с властью ради СВО для левых стало смирительной рубашкой

0
1363
Партия Миронова борется за второй тур

Партия Миронова борется за второй тур

Иван Родин

Выборы в Госдуму по одномандатным округам начали беспокоить оппозицию

0
1375
Кассационные суды немного приподнялись над системой

Кассационные суды немного приподнялись над системой

Екатерина Трифонова

Обвинительный уклон сохраняется в условиях неизменности кадровой политики

0
1271
Что может выиграть Россия от сценариев двуполярности или многополярности

Что может выиграть Россия от сценариев двуполярности или многополярности

Михаил Сергеев

На Западе и в РФ не уверены в способности Китая стать вторым центром доминирования

0
2071

Другие новости