А в программе Venezia Classici покажут отреставрированную картину Германа-старшего «Мой друг Иван Лапшин». В других секциях фестиваля российских картин не будет, что, конечно, не добавляет оптимизма в думах об имидже отечественного кинематографа. Впрочем, взгляда на список картин основного конкурса достаточно, чтобы понять: интерес специалистов-отборщиков сместился не только от России, но и от постсоветского пространства, Восточной Европы, Балкан. Львиную долю занимают в этом списке фильмы американские. За призы венецианской Мостры поборются Джеймс Франко с фильмом «Дитя Божье», Терри Гиллиам с «Теоремой Зеро», Дэвид Гордон Грин с картиной «Джо». Канадец Ксавье Долан привезет новый фильм «Том на ферме», в котором присутствует взрывоопасная тема однополой любви. Франция представлена картиной «Ревность» Филиппа Гарреля, но значится эта страна и в составе производителей фильмов-копродукций: Ana Arabia израильского классика Амоса Гитая и The rooftops алжирца Мерзака Аллуаша. Совместно с французскими продюсерами сделан фильм знаменитого китайца Цай Минляна «Бродячие псы» – одно из самых ожидаемых событий конкурсной части фестиваля. Вообще Венецианский фестиваль считается первооткрывателем азиатских звезд, инициатором «волн» моды на тот или иной экзотический восточный кинематограф. Как и фильм Минляна, козырь нынешней Мостры – новая картина японского мультипликатора-гуру Хаяо Миядзаки. Она называется «Ветер крепчает». Вне конкурса покажет свежий фильм «Мёбиус» прошлогодний гран-призер фестиваля, великий кореец Ким Ки Дук.
По традиции в конкурсе заведомо отведено место для итальянских картин (так называемая итальянская квота), хотя шедевров и новаций в этом некогда великом кино давненько не случалось. На сей раз это три фильма. Via Castellana Bandiera режиссера Эммы Данте снят в копродукции Италии и Швейцарии. Еще будут Sacro gra Джанфранко Рози и «Бесстрашный» Джанни Амелио. Знатоки считают, что вряд ли стоит ждать от них многого, но сам факт такого лоббирования фестивалем интересов отечественного кинематографа не может не вызывать уважения.
Представлять свой микрофильм In perpetuum infinituum (снятый для юбилейного альманаха) собрался в Венеции Марлен Хуциев. Организаторы надеются и на приезд другого мастера столь же почтенной возрастной категории – Анджея Вайды, который представил для показа свой новый фильм «Валенса». Это история жизни, или, как мы сейчас говорим, «байопик» лидера профсоюза «Солидарность», впоследствии президента Польши Леха Валенсы.
70-й Венецианский кинофестиваль продлится до 7 сентября. Сегодня вечером гости церемонии открытия увидят фильм Альфонса Куарона «Гравитация».