Ольга Дубинская. Фото предоставлено семьей режиссера
В сентябре на телеканале «Россия-24» состоится телевизионная премьера документального фильма Ольги Дубинской «Страсти по Владиславу». Так получилось, что первая ее режиссерская работа стала и последней: осенью прошлого года она скоропостижно скончалась, смерть наступила в Абхазии, где Ольга начала работу над второй картиной – о детях, погибших на войне, о жертве, которую принесли они сами, их матери и в конечном итоге – их земля. А фильм «Страсти по Владиславу» получил Гран-при международного фестиваля «Страна Души», который организовал Союз кинематографистов РФ.Ольгу Дубинскую много раз спрашивали, не страшно ли было снимать, про риски и трудности. Она отвечала: «Риск был один, точнее, страх, что нас не примут. По сей день гуляет досужее мнение, мол: «Что они могут знать про нашего Владислава? Приехали, денег срубили, и все». Наше глубокое убеждение, что это абсолютно не тот случай, когда можно «рубить деньги»! – успела рассказать она в одном из интервью. – Мы начали работу над фильмом за полгода до того, как получили подтверждение его финансирования. 4 марта 2010 года, находясь в Москве, я узнала о том, что не стало Владислава Ардзинбы, а 6 марта я уже знала, что мы обязательно будем делать эту картину, что откладывать больше нельзя. До того заявка на фильм, написанная вместе с моим мужем – драматургом Дмитрием Минчёнком, автором сценария, – еще при жизни нашего героя полтора года лежала в студии Ларисы Кривцовой. Заявка нашла отклик у Ларисы, но не находила отклика у тех, кто мог бы ее профинансировать. И надо сказать, что в отличие от прочих проектов сама работа над фильмом началась не с поиска финансирования, а с поиска союзников. К тому времени нам уже помогало посольство Абхазии в России – Игорь Муратович Ахба и дочь и внучка двух больших советских литературных классиков Татьяна Георгиевна Гулиа. В начале апреля состоялся разговор с Гурамом Амкуабом, прежним руководителем Абхазской гостелерадиокомпании (АГТРК), и он согласился нам помогать. Надо сказать, что при помощи АГТРК мы смогли начать работу над фильмом уже в конце апреля. На добром отношении нам предоставили все, что было нужно для начала работы: хорошего оператора, камеру, кассеты, транспорт, доступ к хроникальным материалам. Нам помогала вся Абхазия. К нам присоединился еще один оператор Давид Авидзба, помог руководитель независимого телеканала «Абаза-ТВ» Руслан Хашиг также в предоставлении хроники. Тали Джапуа разрешила нам воспользоваться своим уникальным съемочным материалом, сделанным ею во время войны на бытовую видеокамеру. Эти съемки на всех производят сильнейшее впечатление. Там нет «голливудских» взрывов и морей крови. Мы видим просто людей на войне. Но сильнее этого трудно что-либо представить… Еще одна удача – озвучить неопубликованные мемуары Владислава Григорьевича согласился народный артист России Георгий Тараторкин. Он посчитал это долгом чести, еще раз утвердив нас в мысли, что фильм нужен не только нам».
Так вышло, что фильм стал памятником и ее создателю – режиссеру Ольге Дубинской. Ее фильм – об осмыслении опыта мужества и любви людьми, стоящими на краю гибели. Жанр сложный. «Кино про президента» легко может скатиться в пустое славословие. Легко. Дубинская же сделала кино не про политика, а прежде всего про человека, которого весь мир узнал как первого президента Абхазии. Своей харизматичностью легендарный Ардзинба чем-то напомнил Ольге Че Гевару. Профессор Станислав Лакоба рассказывает в фильме, как в Госдепе США Ардзинбу называли Бешеным за непримиримость в отстаивании своей позиции видеть Абхазию свободной. Сама режиссер Дубинская определила смысл фильма так: «Для нас «документальное» – в первую очередь не то, что отрыто в архивах и засушено в сухой канцелярской букве. Душа – самый главный документ. А страдания, которые душа претерпела, – это то, что этот «документ» делает подлинным».
Название «Страсти по Владиславу» возникло как дань русской традиции, описывающих испытания, выпадающие на душу человека. Необычайную достоверность «Страстям…» придают документальные кадры, снятые непрофессионалами. В фильме нет эффектных взрывов, картинно падающих раненых, картинно льющейся крови. На экране часто совсем мальчики от 15 до 20 лет сидят, смеются, разговаривают – и вдруг падают, сраженные пулей. Это и есть современная война… Такой ее увидела Ольга Дубинская, столичная жительница, никак формально не связанная с Абхазией по крови. Но трудно перечислить то, что сумела сделать за свои 44 года для Северного Кавказа эта хрупкая женщина. В 1998 году Ольга Дубинская создала Центр содействия культуре Кавказа. Являлась членом Координационного совета по культуре и искусству ассоциаций «Юг России» и «Северный Кавказ», став единственным не чиновником в этой правительственной организации. Благодаря ей Европа впервые рукоплескала абхазскому чуду – как назвали журналисты постановки абхазского Театра имени Самсона Чанбы. Расул Гамзатов в конце своей жизни сказал про нее: «На таких людях, как она, собственно, и держится понятие дружбы народов».