Снимается кино. На съемках «Братьев Ч.». Фото пресс-службы студии «Пассажир»
Малолюдное, удаленное от туристических трасс Никольское-Вяземское облюбовали авторы будущей картины «Братья Ч». В ее основе – одноименная пьеса Елены Греминой, поставленная несколько лет назад Александром Галибиным на сцене Московского театра имени Станиславского. А режиссером фильма выступает Михаил Угаров – отец-основатель Театра.doc и патрон многочисленных деятелей «новой драмы».Собственно, Никольское-Вяземское принадлежало старшему брату Льва Толстого Николаю Николаевичу. Тот был холост, и имение после его кончины перешло к младшему брату. При жизни Николая писатель наезжал сюда охотиться. В 1918-м деревянный барский дом был разорен крестьянами, так что нынешний особняк – копия. Потому киношникам тут сделаны существенные послабления: можно заполонить музейные комнаты осветительными приборами, протянуть многочисленные кабели. Музею тоже кое-что перепало в связи со съемками – киношники практически заново возвели крыльцо. Никольское-Вяземское Елена Гремина и Михаил Угаров полюбили давно, когда здесь проводились драматургические лаборатории. Так что не пришлось искать место для съемок фильма об одном летнем дне из жизни семейства Чеховых.
Братья Чеховы в этой истории – молодые люди. Антону, например, 26 лет, и он пока еще не стал известным писателем. Он пишет рассказы в журналы – пишет много, так как только на его гонорары живет семья. «Семейка ведь ему досталась тяжелая, – говорит Михаил Угаров. – Один брат любил погуливать, другой – выпивать. И оба братья к тому же не слишком любили трудиться. Они знали, что Антон работает и не откажет в помощи». На роль Антона пригласили актера, действительно очень похожего на молодого Чехова – такого, каким мы его знаем по фотографиям. Это выпускник мастерской Олега Кудряшова Егор Корешков. Александра Чехова – также начинающего и небесталанного писателя – играет Артем Григорьев, которого телезрители могут помнить по роли Ранцевича в сериале Александра Прошкина «Доктор Живаго». А в роли третьего брата Ч, художника Николая – мхатовец Александр Молочников. Спрашиваем у актеров, изменилось ли их восприятие Чехова во время работы над фильмом. «Оно не изменилось, но дополнилось, – отвечает Григорьев, исполнитель роли Александра Чехова. – Сложный он человек… Для моего героя он просто чудовище! Может помочь брату, а не помогает. Антон – молодой человек, младше Александра на 5 лет, но он боится любви. Словно чувствует, что любовь, семья могут захватить, помешать работе».
Кстати, автор пьесы и сценария Елена Гремина рада тому, что экранная история будет посвящена именно всем братьям Чеховым – в отличие от спектакля Александра Галибина, где главным героем был единственно Антон (на сцене его сыграл Станислав Рядинский, известный кинозрителю прежде всего по роли Ганса Христиана Андерсена в фильме Эльдара Рязанова «Андерсен. Жизнь без любви»). И вообще ей кажется, что средства кино позволят приглядеться к классику значительно более пристально. «Театр условен, – поясняет Гремина, – в кино работает даже природа – а она была крайне важна для Чехова. Снимая в Никольском-Вяземском, мы пытаемся приблизиться к среде чеховских пьес. Чаще всего ведь там действие происходит в имениях. Но не надо думать, что мы делаем благостное кино про «Россию, которую мы потеряли»!»
Природа покоряется оператору Алишеру Хамидходжаеву – именно этот мастер, обладатель престижнейшей премии Венецианского фестиваля «Озелла» снимает «Братьев Ч». «Алишер – не просто оператор, он философ! – заявляет режиссер Угаров. – У нас в группе культ личности Алишера. Он требует делать дубли, и мы их делаем… Он по своей инициативе снимает тут какие-то туманы в четыре часа утра…» «Туманы пригодятся для кульминации! – объясняет Хамидходжаев. – Хочется, чтобы природа была составляющей драматургии фильма. И она нам помогает, природа – вовремя появляются облака или тучи мошки». Съемки проходят не только в усадебном доме и близлежащих строениях, но и на речке Чернь – там, где у Толстых были купальни. Теперь можно встретить у берега людей в костюмах чеховской поры, с удочками в руках – на них нацелен объектив камеры, направлены осветительные приборы и отражатели. В стремлении дойти до самой сути киноправды группа фильма «Братья Ч» не знает себе равных: говорят, в шесть утра реквизиторы выходят в поля на ловлю кузнечиков, ибо, по справедливому замечанию местных специалистов, голавли на банальных червяков не ловятся.
Мценск–Москва
Михаил Угаров, режиссер фильма «Братья Ч»
Кто для меня братья Ч.? Это я двадцатипятилетний, когда я писал свои произведения и никто в меня не верил, даже родные считали графоманом. Они же, по сути, ростовские парни, понаехавшие в Москву. Им трудно было тут устроиться. В 25 лет каждый из них – никто. Я вспоминаю себя в таком же возрасте и положении, и меня это волнует.