Фото Reuters
К пресс-центру Московского Международного кинофестиваля давно неприменимы слова «кипит» или «бурлит». Жизнь там вялая, хоть волком вой. Во многом такую атмосферу создают конкурсные фильмы, которые демонстрируются здесь аккредитованным журналистам чуть раньше, чем остальной публике.Из года в год отборщики ММКФ обижаются на критику. Справедливо замечают, что не в их силах взвинтить авторитет фестиваля до таких высот, чтобы в московский конкурс стремились попасть Ларс фон Триер и Джим Джармуш. Но ведь и нас понять можно. Ежегодно мы тратим десятки часов на просмотр совершенно проходных, необязательных картин, из которых две-три оказываются хорошими. Иностранных журналистов, аккредитованных на нашем главном киносмотре, можно пересчитать по пальцам одной руки. Видимый объем прессы создается во многом за счет ветеранов киноклубного движения – это пожилые кинолюбители из разных уголков нашей необъятной родины, которые ответственно относятся к своей миссии. Они смотрят все, шумно обсуждают каждый фильм в кулуарах, а в финале фестиваля вручают свои призы. Они же традиционно проявляют активность на пресс-конференциях. На днях активист киноклуба при заводе «Ростсельмаш» поучал голландского режиссера Дидерика Эббинге: «Это вот у вас хорошо, а вот то – совершенно лишнее, ни к чему оно...» Голландец не нашел, что ответить.
Если пенять организаторам, что, мол, стыдно за такой уровень вопросов и дискуссий на пресс-конференциях, они небезосновательно заметят, что у них нет других активистов – народу в зале и правда критически мало, с количеством журналистов на пресс-конференциях в Берлине, Каннах и Венеции нечего и сравнивать. Получается замкнутый круг проблем, и разомкнуть его можно только волей руководства смотра. Что сделать, чтобы ММКФ стал интересен мировой кинообщественности? Чтобы он приобрел хотя бы какую-то значимость? Чтобы основной конкурс перестал быть главной головной болью, которую пытаются задекорировать невероятным количеством внеконкурсных программ (по большей части прекрасных, с этим никто не спорит!).
Несколько лет назад довелось услышать от казахского режиссера, что «всякому жалко хорошую картину на Московский фестиваль отдавать». Тот же принцип в ходу и у российских режиссеров и продюсеров, потому каждый год поражаешься, что приличные и даже хорошие отечественные фильмы все-таки оказываются в конкурсе ММКФ. Например, в этом году с фильмом «Роль» участвует в соревновании Константин Лопушанский. Картина интересная и виртуозная по части визуальной культуры – черно-белая, имитирующая изображение старинных немых лент. Действие разворачивается в начале 1920-х, в буржуазной еще Финляндии и в голодной России после Гражданской войны. Увлеченный идеями Евреинова актер Выборгского театра нелегально пробирается в Петроград, чтобы сыграть уникальную роль. И играть приходится не на сцене, до полной гибели всерьез. Красный командир, герой Гражданской, – вот кто его персонаж. Этот человек сгинул, но его мемуары попали в руки очень похожему на него артисту финского театра. В фильме Лопушанского этого одержимого актера сыграл Максим Суханов. Интереснейший случай: роль в роли. На наших глазах герой Суханова преображается, расстается не только с роскошной шубой и золоченым пенсне, но и с шевелюрой а-ля поэт Бальмонт. Обряжается в поношенную шинель, бреет голову. Но главное превращение – внутреннее. Перейдя границу, человек попадает в жестокое, гибельное пространство. И бредет, как под гипнозом, к смерти. Картина Лопушанского стоит в конкурсе особняком, представляет собой образчик чистого, эстетского даже искусства на фоне историй об актуальных проблемах современности.
В первой части фестиваля шли сюжеты об адаптации в обществе людей нетрадиционной сексуальной ориентации, во второй появились фильмы о коррупции в органах охраны правопорядка. Картину «Беспредел» грузинский режиссер Арчил Кавтарадзе сделал, основываясь на собственном опыте отбывания срока в грузинской тюрьме. Сама эта ситуация подогрела интерес к фильму, и в нем действительно представлены реалии, способные ошарашить. Сегодня Грузия гордится своей полицией, а в фильме Кавтарадзе тамошние служители закона выглядят нелюдями. Но горячая публицистичность картины не искупает многих несовершенств чисто кинематографических.
Достойно сочетать обличительный пафос и крепкую форму повествования удалось поляку Войцеху Смаржовски в фильме «Дорожный патруль». Жесткое кино, в котором польские гаишники предстают отвратительными, тупыми мужланами-взяточниками, и тем интереснее наблюдать, как обстоятельства однажды заставляют их на собственной шкуре ощутить железную хватку коррупции. По-хорошему фильму Смаржовски – самое место в нашем прокате. Он бы и кассу собрал неплохую. В последнее время и среди наших режиссеров только ленивый не прошелся по умственным, физическим и моральным показателям наших стражей порядка, но таких картин будней и досуга полицейских, как в польском фильме «Дорожный патруль», мы еще не видели.