Брэд Питт и его поклонники. Фото предоставлено пресс-службой ММКФ
В столице идет 35-й Московский Международный кинофестиваль. Самым громким событием пока стало участие Брэда Питта в церемонии открытия. Залучить звезду удалось лишь по причине того, что он снялся в картине «Война миров Z» и должен участвовать в ее продвижении. Фильм стартует в нашем прокате 27 июня, но гости церемонии открытия ММКФ смогли увидеть ее неделей раньше. Им же посчастливилось воочию полюбоваться на белокурого Питта – он долго раздавал автографы на звездной дорожке, а потом произнес со сцены короткую, стандартную речь.Церемонию открытия нынешнего ММКФ уже успели окрестить самой неудачной и сумбурной в его новейшей истории. На самом деле она, увы, не так уж сильно отличалась от предыдущих – столь же странный сценарий, писанный словно на коленке впопыхах. Та же дилетантская манера ведения, когда текст то вязнет и пробуксовывает, то подается с нелепой аффектацией – а ведь произносят его профессиональные актрисы (Марина Александрова и Екатерина Волкова). Все ведущие последних лет не могут оторваться от бумажки и допускают вопиющие ошибки в именах и названиях. Как правило, существенный контраст им составляют зарубежные мэтры, которым приходится подниматься на сцену. Не стал исключением и этот раз, когда с выверенными и при том искренними речами к залу обратились председатель жюри, знаменитый режиссер Мохсен Махмальбаф и его старший, не менее именитый коллега Константин Коста-Гаврас – последний стал лауреатом почетного приза «За вклад в мировой кинематограф».
Картинам Коста-Гавраса отведена целая ретроспективная программа под названием «Сопротивление». Он и в свои 80 сопротивляется несправедливостям, тотальной лжи и коррупции. Кино Коста-Гавраса вошло в историю как политическое, и в этом определении есть правда (конечно, прежде всего это хорошее кино!). Показали и новейший фильм режиссера – «финансовый триллер» «Капитал» про грандиозную аферу амбициозного французского банкира. Интрига не отпускает, но не только ею интересен фильм. «Капитал» обнажает закулисье финансового мира, еще раз заставляет убедиться: миром правят не политики, не депутаты, но обладатели капиталов. На пресс-конференции Коста-Гаврас дал понять, что на создание «Капитала» его сподвигло беспокойство за французскую финансовую ситуацию и ощущение, что несколько очень богатых людей водят общество за нос. «Банкиры сознают, что управляют государством и ведут его к катастрофе», – сказал режиссер. Кто-то из наших журналистов задал ему вопрос, не угрожали ли ему лоббисты от банковской сферы, когда стало известно, про что он намерен делать картину. Коста-Гаврас, казалось, был удивлен: «Французская система кинопроизводства такова, что банкиры в ней никоим образом не участвуют и влиять на тематику фильмов не могут».
А в конкурсе ММКФ-2013 пока лишь один фильм видится достойным наград – «Маттерхорн» голландского режиссера Дидерика Эббинге. Второй раз уже даже в этой программе похожая история: образцовый муж, отец, дожив до седин, находит силы признаться себе во влечении к мужчинам. Такие сюжеты в последнее время не редкость. Очевидно, что мы на пике темы. Уже показан швейцарский фильм «Рози» Марселя Гислера – там корни семейной драмы уходят в прошлое, когда папа-атлет всеми силами пытался заглушить чувство к другу-фермеру. Его сын Лоренц узнает об этом, уже будучи взрослым мужчиной – причем давно определившимся со своей сексуальной идентичностью. Лоренц – гомосексуалист, автор модных романов о Берлине, столице однополой любви. В «Маттерхорне» житель пуританского городишки, одинокий Фред приютил психически неполноценного бродяжку Тео и привязался к нему. Чопорные соседи-святоши шокированы фактом сожительства двух мужчин, Фреду приходится терпеть издевки и нападки. Как только он признается себе и миру, что любит Тео, становится возможным примирение с сыном. Юноша давно был изгнан из дома отца именно за гомосексуальные наклонности. Кто-то из московских журналистов сказал на пресс-конференции, что «Маттерхорн» многое переворачивает в сознании и ломает стереотипы, на что режиссер Дидерик Эббинге заметил, что такое вовсе не входило в его планы просто потому, что в Голландии давно уже нет никаких стереотипов относительно однополой любви. «У нас эти люди – такие же члены общества, как остальные. Конечно, есть ортодоксальные религиозные сообщества, которые считают гомосексуальность проблемой. Но их немного. Мой фильм о том, как человек освобождается изнутри. Он прежде всего изживает конфликт с собой, а уж потом с обществом». Сыграл Фреда Тон Кас – прекрасный актер и явный претендент на приз фестиваля за лучшую мужскую роль. Он пожаловался, что вплоть до работы в этой картине ему приходилось играть в кино сплошь бандитов. Так что роль благообразного провинциала стала для него подарком. Когда он на экране, невозможно оторвать взгляд от трогательной длинновязой фигуры в немодном плаще. «Маттерхорн» вообще пронизан нежностью к человеку, каким бы он ни был. Заметно отличает фильм от других высокая визуальная культура, неповторимый голландский колорит – приглушенная цветовая гамма и особая прозрачность картинки, обилие света.