Константин Хабенский – герой-неврастеник нашего времени. Кадр из фильма «Географ глобус пропил»
В воскресенье вечером завершился 24-й «Кинотавр». Сочинский конкурс – своего рода витрина российского кино, в нем, по традиции, собрано все самое новое и интересное. Однако отборщики – не волшебники, они составляют программу из того, что есть. Как выяснилось, на текущий момент есть пара хороших фильмов, несколько любопытных. И несколько таких, которые непросто высидеть даже профессиональному кинозрителю. Не густо. «Как помочь национальному кино?» – такой вопрос был вынесен в название одного из прошедших круглых столов и породил в кулуарах немало саркастических ответов-импровизаций. Оптимизма в думах о ближайших перспективах нынешний «Кинотавр» не прибавил.О том, кто стал лучшим, по мнению жюри, мы расскажем завтра, а нам достойными наград картинами показались неигровая лента Виталия Манского «Труба» и фильм Александра Велединского «Географ глобус пропил» по одноименному роману пермского писателя Алексея Иванова. Еще в конкурсе «Кинотавра» были представлены два фильма, принимавшие осенью участие в Римском кинофестивале: «В ожидании моря» Бахтиёра Худойназарова и «Небесные жены луговых мари» Алексея Федорченко – специфические опыты признанных режиссеров, каждый из которых требует от зрителя определенной подготовки, знания предыдущих работ этих авторов. «Географ» же – абсолютно внятное кино, без эстетических излишеств, но при этом не отмеченное безудержным нынешним стремлением заигрывать с публикой. Отрадный и редкий пример хорошего фильма для широкой аудитории. Не блокбастер про национального героя, а проникновенная история среднестатистического неудачника. Непутевого географа сыграл Константин Хабенский, прекрасно продолжив тему, начатую когда-то на сцене МХТ ролью Зилова в «Утиной охоте».
Анонсируя конкурс, руководители «Кинотавра» делали особый упор на изрядном присутствии в программе дебютов. Но на поверку оказалось, что они лишь создали объем, а открытием назвать кого-то из их авторов трудно. Немало поклонников нашлось у ленты «Интимные места», снятой режиссерами-дебютантами, супругами Натальей Меркуловой и Алексеем Чуповым. Авторы уверяли, что многочисленные эпатажные виды обнаженных человеческих тел в их фильме – совсем не главное (герой Юрия Колокольникова – художник-фотограф, чья тема в искусстве – разнообразие мужских и женских половых органов). «Мы сделали нежную, светлую картину об одиночестве благополучных горожан», – говорили Меркулова и Чупов, сами пережившие разные периоды супружеской жизни. Зал реагировал на фильм бурно, аплодировал и хохотал, как только на экране Юлия Ауг бралась за вибратор или Олеся Судзиловская сливалась в поцелуе с женщиной. На самом деле авторы зря претендуют на серьезные поколенческие обобщения, их картина выдает пока лишь способность забавлять публику.
В «Диалогах» дебютантки Ирины Волковой тоже собраны хорошие и востребованные актеры – от Владимира Меньшова до Александра Яценко. Фильм состоит из пяти новелл – камерных зарисовок об отношениях отца и сына, бывших возлюбленных, новобрачных, друзей. Каждая сценка по-своему мила, тонка, но «Диалоги» так и остаются склеенными в один ролик короткометражками студенческого толка.
Со вторыми фильмами участвовали в конкурсе «Кинотавра» молодые режиссеры Юрий Быков и Андрей Стемпковский, но премьеры обеих картин состоялись раньше, на других, международных фестивалях – «Майор» Быкова был показан в каннской «Неделе критики», а «Разносчик» Стемпковского – в Роттердаме. Последний показался воплощением «российского артхауса» в худшем понимании: длиннющие, как бы многозначительные кадры и непременная Дарья Екамасова в роли неразборчивой, порывистой простушки. «Майор» все-таки дает ощущение, что от Быкова стоит ждать в дальнейшем небанальных высказываний, а сам режиссер на пресс-конференции проявился как человек яркий, искренний, неравнодушный к происходящему в стране.
Важный блок программы «Кинотавра» – конкурс короткометражных фильмов. В следующем году ему исполнится 10 лет. Здесь выходят на арену всеобщего внимания (не только критиков, но, что особенно важно, продюсеров) совсем молодые режиссеры – те, кто завтра дебютируют с полным метром, послезавтра станут сменой нынешнему корпусу авторов нашего кино. Именно это знание – что им дальше снимать – в этом году рождало тоску на просмотрах короткометражных фильмов. Пейзаж безрадостный. Но жюри (его возглавлял режиссер Борис Хлебников) приняло единственно верное и возможное решение: Гран-при этого конкурса ушел к петербуржцу Тимофею Жалнину, о чьем фильме «F5» мы писали в декабре, когда он победил на екатеринбургском фестивале «Кинопроба», и в марте, когда ему же присудили главный приз студенческого смотра «Святая Анна». «F5» действительно лучшая работа года на молодежном поле, и «Кинотавр» лишь подтвердил это своим призом. Наверняка Жалнин вскоре вернется в Сочи с полным метром, ибо он сегодня один из считанных профпригодных ребят (не говоря уже о таланте) в нашем отечестве, славном своими киношколами. Таких продюсеры держат на примете.
Сочи