Малобюджетный мюзикл «По ком плачет камера» был представлен гостям церемонии открытия 24-го фестиваля «Кинотавр». Выдержанный в духе КВН музыкальный скетч оказался посвящен Зрителю – неведомому существу, которое непонятно чего хочет.
Алексей Кортнев периодически покидал пост ведущего и перевоплощался в Продюсера, озабоченного поиском то сюжета, то денег на воплощение этого сюжета. Персонажами мюзикла также стали Режиссер-гений артхауса и Режиссер-король мейнстрима, Актриса-спутница Продюсера и, собственно, сам Зритель – невзрачный человек, сидящий в тапочках перед телевизором. Кинодеятели старались последнего обаять, разжалобить: «Ты нас не любишь, ну и пусть. Хотя бы посочувствуй – сходи в кино». Зритель отбивался: «Сделайте нормальное кино, я его смотреть готов давно!» И пенял авторам «авторского» кинематографа на излишнюю заумность, с ужасом вспоминал навязшие клише, когда в очередной раз «дрезина из расфокуса бежит»… В остроумии авторам сценария шуточного мюзикла не откажешь, в очередной раз на открытии «Кинотавра» прошлись по главным болевым точкам ситуации в отечественной киноиндустрии. Например, по нелепому стремлению придать финансируемым государством фильмам «правильное» идеологическое направление. По смутным отношениям между Фондом кино и кинематографическим департаментом Министерства культуры. Придумано и спето лихо. Печаль вызвал не сам озорной спектакль «Кинотавра», а то, что он подтвердил ощущение: российское кино заигрывает со зрителем. Авторы, продюсеры, ломают головы, пытаясь понять, как еще потрафить публике, чтобы она признала кино made in Russia. А публика завязла в своей идиосинкразии по отношению к любому экранному произведению, хоть сколько-нибудь иному, не похожему на аттракцион. «Кому тут нужен Ким Ки Дук, когда есть Федор Бондарчук?..» - задавалась саркастическим вопросом Актриса из мюзикла «По ком плачет камера».
Впрочем, Федор Бондарчук (председатель попечительского совета «Кинотавра») потом вышел на сцену Зимнего театра Сочи, чтобы зачитать приветствие фестивалю от премьер-министра Дмитрия Медведева. И чтобы вместе с президентом смотра Александром Роднянским вручить первый приз – за вклад в развитие отечественного кинематографа. В этом году лауреатом почетной награды стал режиссер Александр Митта (он же возглавил жюри основного конкурса 24-го «Кинотавра»). Зал приветствовал мэтра стоя, аплодисменты не стихали долго. Не менее горячо приветствовали в Сочи Станислава Говорухина и команду его нового фильма «Уикенд» - картину показали сразу после церемонии открытия. Это оригинальный черно-белый фильм-«привет» хрестоматийному детективу Луи Маля «Лифт на эшафот» 1957-го года. Параллельно с чредой убийств в нем разворачивается расследование, и авторское преклонение перед эстетикой кинонуара 40-х- 50-х очевидно: следователь в исполнении Виктора Сухорукова носит плащ и шляпу а-ля Хамфри Богарт, в визуальном решении фильм тяготеет к триллерам и детективам давней поры. Фильм снят оператором-классиком Юрием Клименко, и по нынешним временам это действительно эстетское зрелище. Можно было бы назвать «Уикенд» удачей мастеров, если бы не досадная чрезмерность в любовании обнаженными девичьими телами. Роскошные планы «ню» с прелестями Юлии Пересильд и ее юной тезки Юлии Хлыниной кажутся отдельными фото-экзерсисами опытных ценителей женской красоты, но развитию закрученной интриги мало способствуют.