0
3876
Газета Кино Интернет-версия

28.05.2013 00:01:00

Однополой любви дали добро

Тэги: кинофестиваль, кино, канны


кинофестиваль, кино, канны Абделатиф Кешиш снял фильм о нетрадиционной любви, впечатливший много повидавшее жюри. За это и получил награду. Фото Reuters

В воскресенье в Париже сотни тысяч человек собрались на митинг против либерализации однополых браков, а в Каннах вечером того же дня «Золотой пальмовой ветвью» поощрили фильм о любви двух лесбиянок. «Синий – самый теплый цвет» (французская версия названия «Жизнь Адель.Часть 1 и 2») французского режиссера тунисского происхождения Абделатифа Кешиша стала фильмом-победителем 66-го Каннского кинофестиваля.
Радикальные жесты в области присуждения главной награды – не новость в Каннах. Вспомним хотя бы 2004-й год, когда главную награду жюри во главе с Квентином Тарантино отдало американскому документалисту Майклу Муру с его скандальным фильмом «Фаренгейт 9/11», разоблачавшим темные стороны президентства Джорджа Буша.
Престижнейшая «Золотая ветвь» Каннского фестиваля – зачастую не просто кинематографический приз, но манифест. В фильме Кешиша (кстати, отмеченном накануне раздачи основных наград призом Международной федерации кинопрессы) есть эпизоды, где героини участвуют в каком-то протестном шествии: они скандируют лозунги и целуются, а вокруг них так же держатся парочками другие лесбиянки и геи в умопомрачительных нарядах. Абсолютное попадание в нерв времени. Но откровенно политического заряда картина не несет, это просто история сложной любви.
На пресс-конференции актрисы рассказывали, что откровенные сцены секса давались им непросто, обе стеснялись и краснели, потом пытались справиться с нервным смехом. Востребованная Леа Сейду и ее начинающая коллега Адель Экзаркопулос отважились на смелый эксперимент и не прогадали.
«Синий – самый теплый цвет» – фильм актуальный, но не конъюнктурный, и этот заветный баланс отметили судьи. Он констатирует факт: мир изменился, понятие «любовь» окончательно вырвалось из гендерных тисков, и борьба за или против прав однополых пар на наших глазах становится атавизмом. Решение выдвинуть на первый план именно этот фильм свидетельствует о том, что в жюри 66-го Каннского собрались люди подлинно свободных взглядов. Напомним, что руководил ими легендарный американский режиссер Стивен Спилберг.
Зато вторая по значимости награда – Гран-при – ушла кумирам киноманов братьям Коэн, которые представили в основном конкурсе фильм «Внутри Льюина Дэвиса». Как мы уже отмечали, на новации фильм не претендует, скорее продолжает отработанный жанр черноватой и саркастической комедии об американской жизни.
Лучшим актером признан также американец Брюс Дерн из фильма Александра Пейна «Небраска». Многими замечено, что «Небраска» во многом созвучен творчеству Коэнов – те же ирония и печаль, хулиганский юмор в отношении к типажам американского общества.
Приз за лучшую женскую роль получила француженка Беренис Бежо, сыгравшая в первом европейском фильме иранца Асгара Фархади «Прошлое». У нее было много конкуренток-соотечественниц: те же девушки из фильма Кешиша, красавица Марин Вакт из фильма Франсуа Озона «Молодая и красивая» – всем им представились случаи продемонстрировать актерскую смелость и раскованность, их героини то и дело занимаются в кадре любовью. Другое дело – героиня Бежо, ее обуревают не менее сильные страсти, но Фархади поместил актрису в плотный каркас тонкой, почти чеховской психологии, и она действительно хорошо сыграла запутавшуюся женщину.
Призом за лучший сценарий отмечен китайский фильм «Прикосновение греха» Цзя Чжанке – виртуозная мозаика из четырех новелл о судьбах жителей разных провинций современного Китая.
Режиссером номер один стал на этом фестивале мексиканец Амат Эскаланте, автор горькой истории «Хели». Это неожиданный ход, так как фильм не вызвал практически никакой реакции международной критики, многие не досмотрели его до конца из-за обилия якобы бессмысленной жестокости. На самом деле «Хели» – кино в хорошем смысле брутальное: лаконичное, резкое, лишенное украшательств. И приз этот вполне заслуженный.
Не меньшей неожиданностью оказалось и вручение приза жюри японцу Хирокадзу Коре-Еде за картину «Каков отец, таков сын». Сюжетная основа у нее практически сериальная: две семьи узнают, что их сыновей когда-то перепутали в роддоме. Когда смотришь его, еще раз убеждаешься, что японский менталитет – что-то совершенно особенное относительно европейского способа мышления. То, что нам кажется сентиментальным и неправдоподобным, излагается тут серьезно, с пиететом. Но в жюри в этом году работали индианка Видья Балан, уроженец Тайваня Энг Ли, японка Наоми Каваси: было кому оценить нежную картину о парадоксах родительской любви. Вообще призовой расклад не самого богатого на художественные откровения Каннского фестиваля проявил и смелость, и мудрость, и вкус членов жюри. Трудно, конечно, смириться с отсутствием в списке лауреатов Джима Джармуша, автора фильма «Выживут только любовники», но он уже и так культовый персонаж мирового кино, а его новый фильм о вампирах и без того явно сорвет свой куш в прокате.    
 Канны

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Среди микрозаемщиков все больше молодых и перспективных

Среди микрозаемщиков все больше молодых и перспективных

Анастасия Башкатова

Для одних быстрые кредиты – способ создать видимость престижного потребления, для других – уже зависимость

0
1184
Под выборы в Госдуму-2026 КПРФ открывается радикализму

Под выборы в Госдуму-2026 КПРФ открывается радикализму

Дарья Гармоненко

Системная партия пошла в суды для защиты своих кандидатов и политзаключенных

0
1054
Эрдоган не хочет передавать С-400 под контроль Пентагона

Эрдоган не хочет передавать С-400 под контроль Пентагона

Игорь Субботин

Турции становится все труднее лавировать между Америкой и Россией

0
1251
Судебная экспертиза отменила принцип состязательности сторон

Судебная экспертиза отменила принцип состязательности сторон

Екатерина Трифонова

Адвокаты продолжают безнадежную борьбу с обвинительным уклоном государства

0
1180

Другие новости