Майкл Дуглас сыграл эпатажного певца. Кадр из фильма
Майкл Дуглас и Мэтт Дэймон сыграли любовников в фильме Стивена Содерберга «За канделябрами». Секс-символ Голливуда (ну пусть и бывший секс-символ) Дуглас преобразился в ряженого и манерного музыканта Валентино Либераче, а вечный «хороший парень» Дэймон – в его юного протеже Скотта Торсона. История реальная: в начале 1970-х Либераче и Торсон познакомились и стали жить вместе, а лет через десять произошел разрыв. Торсон судился с бывшим возлюбленным и даже получил какие-то условные деньги за «принуждение к сожительству».Пикантные обстоятельства сюжета заранее подогрели интерес к фильму. Оказалось, что в нем и правда есть сцены мужской любви, и журналистов после каннского показа интересовало, как они делались. «Я подумал, с кем только Дуглас не снимался в постельных сценах. Я мог почувствовать себя Шэрон Стоун, например, да много еще кем – не все же Майклу только с красавицами спать», – отшучивался Мэтт Дэймон на пресс-конференции.
Либераче в фильме Содерберга носит накладку на лысой голове, наряжается в блестящие костюмы, меховые мантии, а пальцы унизывает массивными перстнями. Говорит с мяукающими интонациями. А его дом просто образец китча: анфилады отделанных мрамором комнат, будуары, ванные с джакузи неимоверных размеров… Мажордом носит обтягивающие брюки и ходит, вихляя бедрами. Начинающий ветеринар Скотт попадает в это «великолепие» и несколько лет проводит там в качестве альфонса.
Нас посвящают во все неприглядные подробности жизни хозяина и его любимца. Любовники много времени посвящают примеркам, делают пластические операции и сидят на «калифорнийской диете», чтобы быть вечно молодыми и прекрасными. Время от времени Либераче участвует в шоу, развлекает богачей за большие деньги. Если верить мемуарам Скотта Торсона (именно они в свое время поразили Содерберга и подвигли на создание картины), то с Либераче он связался по любви: судя по всему, музыкант был действительно оригинальной личностью, поразить юношу с соответствующими наклонностями 56-летнему ценителю мужской красоты ничего не стоило. «Мы были соседями с Либераче, он заходил к моему отцу, – вспоминал Дуглас на пресс-конференции (отец Майкла – легендарный актер Керк Дуглас). Мне он запомнился как очень яркий человек с широкой улыбкой, в каком-то блестящем костюме, с огромными перстнями на пальцах».
В фильме Содерберга ощутима ирония в отношении к специфическому миру гомосексуалистов, но при этом комедией его не назовешь. Не вышло из него и драмы, подобной «Харви Милку» Ганса Ван Сента и «Полному затмению» Агнешки Холланд про запутанные отношения французских поэтов Поля Верлена и Артюра Рембо. Либераче в версии Содерберга и Дугласа кажется карикатурой на классического гея, а крепышу Дэймону в роли любителя мужчин и вовсе не веришь.
Острая тема осталась лишь заявкой. Фильм получился скучным детальным рассказом про то, как сошлись, а потом приревновали друг друга и поссорились два сожителя. Может, это произошло потому, что изначально «За канделябрами» планировался как телесериал, а в формат кинофильма был переведен по каким-то загадочным причинам, да и снимался в очень короткий срок. В итоге получилось не то и не другое. И в каннской коллекции он смотрится странно, еще раз подтверждая преклонение кураторов фестиваля перед именами матерых режиссеров.
Перевалив за середину, фестиваль клонится к финалу. Имена победителей мы узнаем в воскресенье. Но до этого момента еще есть время, могут произойти неожиданные прорывы и открытия. В Неделе критики дошла очередь до российского фильма «Майор» Юрия Быкова – посмотрим, какова будет реакция международной критики и как оценят картину члены жюри. В основном конкурсе эстафету принимают Александр Пейн с фильмом «Небраска», Джим Джармуш с картиной «Выживут только любовники», Роман Полански с «Венерой в мехах». По состоянию же на сегодняшний день ставки делать трудно: температура по больнице по-прежнему средняя.
Канны