Валерию Бруни-Тедески и Луи Гарреля в Каннах приветствовали особенно горячо. Фото Reuters
Пока фестиваль идет ровно, без всплесков, как в художественном смысле, так и в плане событий и скандалов. Если не считать, что какой-то безумец на днях палил на Круазетт из пистолета, а в одном из самых роскошных отелей у кого-то украли драгоценности, Канны-2013 – просто санаторий. А в конкурсе идут вроде хорошие фильмы знаменитых мастеров, но потрясения ни один из них доселе не вызвал. Может, и правы завсегдатаи фестиваля, которые утверждают: Каннский фестиваль пробуксовывает в самом же созданном «лауреатнике», тасуя из года в год одну и ту же колоду звучных режиссерских имен.Действительно, мысли о кризисе идей, форм в мировом кино находят подтверждение в эти дни, когда внимание всего мира привлечено к фестивалю в Каннах. Мастера есть мастера, уже показанные в основном конкурсе картины Франсуа Озона, братьев Коэн, Асгара Фархади сделаны отлично, но событием по гамбургскому счету ни одну из них не назовешь. Нет кого-то молодого и дерзкого – такого, чтоб взбудоражил умы, поднял бы моментальную волну интереса: кто таков, откуда взялся? И это при том, что развитие технологий сегодня делает режиссерами всех кого ни попадя, отборочные комиссии киносмотров мира задыхаются от количества присылаемых любительских лент, снятых на камеры мобильного телефона. Пока идет фильм «Внутри Льюина Дэвиса» Итана и Джоэла Коэн, наслаждаешься остроумием, виртуозным мастерством авторов. Но на выходе проверяешь себя: фильм что-то поменял в тебе? Нет. Это еще один хороший фильм братьев Коэн, не более того. «Великая красота» итальянца Паоло Соррентино – усталое кино об усталом человеке (сыграл его замечательный актер Тони Сервилло, обычно ему достаются роли характерные, а тут его герой – ироничный и циничный римский писатель, тонкий ценитель женственности). Эффект тот же самый: мило, но энергии новизны, да и вообще энергии в фильме нет.
Наиболее неожиданной пока оказалась картина голландца Алекса ван Вармердама «Боргман» – странный триллер о том, как зло проникает в обычную семью из среднего класса и разъедает ее, подобно коррозии, подчиняя своей настырной воле. Можно по-разному трактовать происходящее на экране (кстати, режиссер на пресс-конференции призвал именно к этому – размышлять, выдвигать версии), но кажется, что «Боргман» – оригинальная метафора механизма, что по старинке мы именуем грехом. Искуситель ищет бреши в человеке. И уж если найдет, то проникнет не только в дом, но и в душу. Странные лесные люди под предводительством малоприятного Боргмана заселяются в благополучный дом под видом садовников, сводят с ума и доводят до гибели хозяина и хозяйку, а детей будто чем-то опаивают и уводят с собой навсегда. Кто они, эти зловещие существа: лешие, вампиры, так и остается непонятным. Одно слово – нечисть, и это подтверждается эпизодом, в котором на них охотятся местные жители во главе со священником.
С особым энтузиазмом встречала каннская публика актрису и режиссера Валерию Бруни-Тедески. Она участвует в конкурсе со своим фильмом «Замок в Италии». Сама же она снялась у себя в главной роли, сыграла сорокалетнюю женщину, охваченную манией использовать последний шанс и родить ребенка от молодого любовника (в этой роли – вечно лохматый и сумрачный секс-символ французского кино Луи Гаррель). Включение этого фильма в конкурс – еще один пример того, как «подыгрывают» своим кинематографистам престижные фестивали. По большому счету «Замок в Италии» – дамское телемуви, и, конечно, в конкурсе Каннского фестиваля ему не место. Тем более что и без него в программе несколько французских картин. И тем не менее сестра Карлы Бруни, музы бывшего президента Николя Саркози, прошествовала по красной дорожке мимо толпы поклонников и под вспышки фотокамер.
Канны