Фото Reuters
Каннский конкурс достиг середины. Отборщики фестивалей – больших, известных, и маленьких, диковинных, – рыскают по национальным павильонам Международной деревни, собирают информацию о новых картинах, знакомятся с авторами и агентами, вербуют на свои смотры. Фестиваль напоминает огромный котел, в котором варится самое ближайшее будущее мирового кино.Ощутимо на кинорынке мощное присутствие азиатских кинематографий: много стендов корейского, японского кино, производящих компаний Гонконга. И стенды эти расположены в центре, вдоль главных «трасс» многочисленных людских потоков. Радует глаз красочный стенд Болливуда. Вообще, Индия серьезно представлена и в программах нынешнего Каннского фестиваля. Индустрия слезоточивого кино по-прежнему работает, но все больше там появляется фильмов авторских, в которых традиция создания яркой сказки уступает место попыткам осмыслять окружающую жизнь.
На следующий день после открытия фестиваля начал работу Российский павильон, в нем прошла презентация незавершенных проектов, о которых мы потом расскажем отдельно. Расписание в нашем павильоне плотное, а народу собирается столько, что сама «палатка» не вмещает всех желающих. В павильоне была организована пресс-конференция по новому фильму прошлогодней победительницы каннского конкурса короткометражек Таисии Игуменцевой. Она сняла первую полнометражную картину, и по уставу фестиваля первому большому фильму лауреата должны найти место в одной из программ. «Отдать концы» поместили в подборку специальных показов при конкурсе «Особый взгляд». То есть в соревновании за приз конкурса она не участвует, но теоретически ей могут дать приз за лучший дебют. Но вероятность такого исхода мала, ибо фильм оказался слабым. Такое бывает: юный автор удачной короткометражки пасует перед полным метром. После прошлогодней победы в Каннах Игуменцева стала популярной персоной, много рассказывала о том, как невзлюбили ее педагоги ВГИКа. Магические слова «победила в Каннах» звучали своеобразным укором в адрес институтских гонителей. Но время все расставляет на свои места. Прошел год, и девушка снова в Каннах – с фильмом, на показе которого в воздухе витал вопрос: не подработать ли каннский устав, чтобы явная неудача дебютанта не светилась на главном смотре мира?
А в основном конкурсе главные события этих дней – новый фильм братьев Коэн «Внутри Льюина Дэвиса» и странный, завороживший опус голландца Алекса ван Вармердама «Боргман». Каждый фильм Коэнов в Каннах берут штурмом, вот и на этот раз очереди на показ «Льюина Дэвиса» побили рекорды многочасовых стояний. Полтора часа под дождем и ветром, потом поиск места на ступеньках в проходах – такова была у многих прелюдия к встрече с очередным творением самых знаменитых братьев американского кино. А смотрели на одном дыхании, хохотали над фирменными шутками, пикировками в диалогах, даже подпевали герою – фолк-певцу-неудачнику Льюину Дэвису. Его сыграл Оскар Айзек, обладатель запоминающегося лица с быстрой, живой мимикой. Жизнь его персонажа полна смешных и горьких приключений, так что реагировать на окружающую среду ему приходится ежесекундно.
Вновь на каннском экране оказалась Кэри Маллиган, которая сыграла Дэзи в фильме «Великий Гэтсби». Здесь она совсем другая в роли нервной фолк-певички Джин.
Кумир девочек-подростков Джастин Тимберлейк сыграл у Коэнов бездарного, но более удачливого конкурента Льюина. Не первый раз ему достаются характерные роли зануд-чистюль, и он справляется с такими отлично, даром что его поклонницы привыкли к другому его амплуа.
Но трудно актерам конкурировать с упитанным рыжим котом, вокруг которого вертится сюжет этой грустной комедии! Зверь совершает уморительные пробежки по вагонам нью-йоркского метро, прекрасно существует на крупных планах – будто в душу смотрит спокойными калейдоскопическими глазищами. «Внутри Льюина Дэвиса» – очередная серия большой «Человеческой комедии» от Коэнов, принципиальных киноноваций в ней нет, но качество, вкус этого кино доставляют наслаждение киноману.
Канны