0
4909
Газета Кино Интернет-версия

29.04.2013 00:01:00

Министры сменяются, а кино требует внимания

Тэги: канны, кинофестиваль, роскино, екатерина мцитуридзе


канны, кинофестиваль, роскино, екатерина мцитуридзе Екатерина Мцитуридзе уже 6 лет занимается российским павильоном на Каннском кинофестивале. Фото Данилы Баюшева

Меньше месяца осталось до открытия 66-го Каннского кинофестиваля. Мы беседуем с хозяйкой российского павильона в каннской «международной деревне» Екатериной МЦИТУРИДЗЕ. Вверенная ей компания «Роскино» занимается продвижением отечественных фильмов за рубежом, и те счастливцы, что попадают со своими картинами в программы главных фестивалей мира, неизменно оказываются под ее опекой. Впрочем, фестивалями сфера деятельности «Роскино» отнюдь не ограничена. О хлопотах текущей работы и о новых планах с Екатериной поговорила корреспондент «НГ» Дарья БОРИСОВА. Разговаривали в старинном особняке, перешедшем «Роскино» по наследству от  «Совэкспортфильма», и беседа протекала под аккомпанемент строительной «музыки» отбойных молотков. Здание «Роскино» сейчас практически висит на краю гигантского котлована, который роют для новой сцены «Геликон-оперы». На следующий год коллектив «Роскино» планирует отмечать 90-летие с момента основания «Совэкспортфильма», но трудно совмещать думы о будущих мероприятиях и ежедневный страх за сохранность стен. «Вспоминаю, как Владимир Путин сказал Евгению Миронову, когда тот что-то просил в связи с ремонтом Театра Наций: «Женя, не превращайтесь в прораба!», – говорит Мцитуридзе. – А у нас так все устроено, что нельзя не превратиться в прораба…»  
– Но как все-таки собираетесь отмечать юбилей «Совэкспортфильма»? Ведь в советском кинохозяйстве это была целая империя.
– У нас роскошная коллекция плакатов к фильмам разных лет, изготовленная силами «Совэкспортфильма», – сделаем выставку. Ищем фотографии особняков – представительств «Совэкспортфильма» в разных странах (таких было 54!). К юбилею планируем приурочить серию саммитов, посвященных инвестициям в российскую киноиндустрию. Первую из таких встреч рассчитываем провести на Берлинском кинофестивале.
– Сейчас ведь в разгаре подготовка к Каннскому фестивалю. Как, на ваш взгляд, Россия представлена там в этом году?
– Российские фильмы – в трех программах фестиваля, что здорово. В программе «Спецпоказы» прошлогодняя победительница конкурса «Синефондасьон» Таисия Игуменцева с первым полнометражным фильмом «Отдать концы». В конкурсе «Синефондасьон» у нас и в этом году есть участник от России – «Норма жизни» Евгения Бяло. И в «Неделе критики» картина молодого режиссера Юрия Быкова «Майор». Ее рассматривали на предмет участия в «Особом взгляде», но, видимо, картина показалась слишком радикальной. Это очень авторское восприятие действительности. Думаю, картина вызовет много споров. Кстати, и Быков и Игуменцева вышли из мастерской Алексея Учителя, одной из лучших во ВГИКе.
– Что такое «Уголок короткого метра», в программе которого в этом году около 50 российских фильмов?
– Это площадка кинорынка. Поучаствовать в ней для молодых авторов большая удача. В Канне перед тобой открыт весь мир (Каннский фестиваль очень демократичен, там каждый себя чувствует на месте: и студент, и президент крупной компании). Важно, как ты используешь свой шанс. Хорошо, если твой фильм оказался в программе, но важно, чтобы ты сам туда приехал, посмотрел, что делают студенты из других стран, расширил кругозор. Туда съезжаются отборщики со всего света. Твой фильм могут заметить и взять на другие фестивали. Лучшая площадка для продажи кино в мире – Каннский кинорынок. Он собирает самое большое количество людей – около 30 тысяч человек. И все они нацелены на поиски интересного контента. Контракты на громкие студийные проекты на стадии Канн уже подписаны. В Канне все ищут жемчужины.
Каждый год я отбираю 10 фильмов молодых российских режиссеров для альманаха  Global Russians, который мы выпускаем на DVD. Я нахожу их в программах фестивалей ВГИКа и «Святая Анна» – часто я работаю на этих смотрах в жюри. Так вот, в российском павильоне в Канне  диски с альманахом Global Russians  расходятся до последнего.
Первыми их расхватывают российские продюсеры! У многих нет времени  смотреть короткометражки на студенческих фестивалях. Некоторые ребята, чьи фильмы были в альманахах, таким образом уже получили предложения и работают.
Два самых ярких фильма из альманаха этого года – «F5» Тимофея Жалнина и «Какая разница» Ксении Шуточкиной. Оба из мастерской Сергея Овчарова в ЛГИТМИКе. Лучшие фильмы из Питера – всегда работы студентов Овчарова, а в Москве – учеников Хотиненко и Учителя во ВГИКе. В этот раз в нашей работе с молодыми в Канне нам помогает «МегаФон». Они предложили участникам альманаха Global Russians снять в Канне мини-фильмы на тему «60 секунд. Для тех, кто не ждет». Они оснащают ребят камерами, на которые они смогут снять свои впечатления, то, каким они увидят фестиваль.
– Кроме того что выпускаете диски с работами молодых, как еще презентуете российское кино в каннском  павильоне?
– Мы начнем с презентации под названием «В фокусе новое российское кино». Представим десять готовых фильмов – готовых для дистрибуции, для фестивальной жизни. Приглашены журналисты, отборщики всевозможных киносмотров, представители сейлз-компаний. Таким образом когда-то у нас начали свои удачные маршруты «Овсянки» Алексея Федорченко, «Как я провел этим летом» Алексея Попогребского, многие другие.
В рамках нынешней презентации впервые представим новые проекты Сергея Сельянова, Леонида Верещагина, Рената Давлетьярова, других крупных продюсеров. Будут и успешные молодые продюсеры. Например, Елена Степанищева презентует драму «Комбинат «Надежда» (она делала с Борисом Хлебниковым «Пока ночь не разлучит»). Каждому проекту отводится 10 минут: 3 минуты – ролик, 7 – обсуждение.
Помимо готовых проектов мы проводим презентацию, состоящую из 5 проектов для копродукции. Будем представлять российские кинофестивали и студии – например, новую мощную студию «Главкино». Им есть что анонсировать. На студии запускаются Петр Буслов, Игорь Угольников, участники нынешнего Каннского фестиваля Таисия Игуменцева и Юрий Быков.
– В дни 34-го ММКФ компания «Роскино» провела в Москве первый кинорынок DOORS. Вы пригласили к участию представителей крупнейших дистрибьюторских компаний США. Каковы результаты?
– Во-первых, были продажи – «Роскино» заключило сделку о продаже пакета наших картин крупнейшему VOD-сервису HULU. А если говорить об имиджевой части нашей работы, что не менее важно,  наши продюсеры, которые приехали после DOORS в Лос-Анджелес на кинорынок, отмечали, что прием был совсем другой. Мы возили участников DOORS на съемочную площадку фильма Федора Бондарчука «Сталинград» в Петербурге. Впечатления гостей были настолько сильными, что вице-президент NBC Universal Роб Аронсон и вице-президент FOX по закупкам Тони Саффорд  на следующий день сделали продюсеру картины Александру Роднянскому предложение о покупке не снятого еще фильма. Это, безусловно, содействовало успеху фильма на стадии продаж.  
После Москвы мы провели DOORS на кинорынках в Лос-Анджелесе и Венеции. А подготовить рынок к срокам нынешнего ММКФ мы уже не успеваем, потому что так и не понимаем на текущий момент, какую часть подготовки готово взять на себя Министерство культуры. Думаю, мы проведем рынок чуть позже. Может, не в рамках кино, а бизнес-форума. Мы  работаем с фильмами, чьи создатели хотят прибегнуть к нашей помощи. И пытаемся найти покупателя на них. Как только он найден, мы переключаем его на создателей фильма. Мы заинтересованы в продвижении, мы не стремимся быть монополистами. Если кто-то другой хочет и готов продвигать те же фильмы – ради бога. Найти покупателей очень сложно. Я уже не говорю о том, что для начала у нас должно быть качественное кино, чтобы заниматься его маркетингом.  
Я пыталась убедить тех, кто решал вопрос о финансовой поддержке нашего рынка, что нужно доплачивать иностранным покупателям за то, что они берутся прокатывать в мире российское кино. Но эта идея просела. В прошлом году мы потеряли целевую субсидию, выделенную «Роскино». Она была размыта внутри Минкульта и Фонда кино. Нам говорят: привлекайте спонсоров. На фестивали мы и так привлекаем партнеров и именно поэтому успешно и вовремя все оплачиваем. Но стимулирование индустрии – это, очевидно, задача государства! Мы написали подробную программу продвижения, долго доказывали ее состоятельность в Минфине, при бывшем министре финансов Алексее Кудрине – и доказали! Мы рассчитывали, что уже в июне прошлого года, на первом кинорынке DOORS, сможем  доплачивать тем иностранным дистрибьюторам, которые решатся купить российские фильмы. Но нам не дали этого сделать. Уверена, результаты рынка были бы еще более впечатляющими, если бы мы смогли осуществить свою идею, выплатить, например, американцам по 30–40 тысяч долларов в качестве компенсации за риски выпуска на экран купленных ими российских фильмов. Так делают французы, англичане, израильтяне, шведы и другие.
– Ваши инициативы направлены на то, чтобы как можно выгоднее представить российское кино в мире. А руководство отрасли теперь считает, что наше кино должно прежде всего рассказывать о героях и воспитывать патриотизм – то есть быть рассчитанным на широкого российского зрителя. Если такая тенденция продолжится, то как же вам быть?
– Хотелось бы вообще понять, какова политика государства в отношении культуры. Сегодня ее нет. И денег на культуру выделяется мало, кто бы что ни говорил. Недавно Сергей Сельянов, кажется, сказал, что весь наш годовой бюджет на кино равен приблизительно пиар-бюджету «Шрека»!  Что самое неприятное – нет преемственности. Вот 6 лет мы делаем российский павильон в Канне и имели дело уже не с одним министром культуры. Каждый следующий говорит: «Я не знаю, что там делал предыдущий, а я буду делать так».
В позиции Владимира Мединского относительно «Роскино» меня обнадеживает, что он готов подписать с нами соглашение о сотрудничестве. Это, возможно, первый шаг к тому, чтобы все-таки вернуть «Роскино» статус «Совэкспортфильма», а тот, в свою очередь, был создан и действовал по модели компании «Юнифранс» во Франции. Но настораживает то, что министр считает критерием успешности. По его мнению, это призы. Обещать призы на конвейерной основе было бы по меньшей мере нечестно.
Напомню, два года назад я провела первую пиар-кампанию в качестве гендиректора «Роскино» – это был «Фауст» Александра Сокурова, и он получил «Золотого льва» в Венеции. Пиар был организован на высоком уровне, но, с другой стороны, фильм – это самое главное! «Фауст» – абсолютный шедевр, впрочем, как и любой фильм Сокурова, который до Венеции почти не получал наград. Но заявлять, что мы теперь возьмем и выиграем за счет пиар-кампаний все главные фестивали, было бы странно! Другое дело, если Минкульт обеспечит нас шедеврами…
– Вы опекали фильм Бориса Хлебникова «Долгая счастливая жизнь», который недавно представлял Россию в конкурсе Берлинале. Правы ли те, кто думает: фильм не получил призов – значит, остался незамеченным?
– Хлебников попал в компанию лучших ненагражденных режиссеров: Брюно Дюмона, Гаса Ван Сента, Ульриха Зайдля! Председатель жюри Вонг Кар-Вай отметил почти все средние фильмы в конкурсе. А презентовали мы картину, кстати,  на собственные средства компании «Роскино» и продюсера Романа Борисевича. Тендер на  покрытие расходов на Берлинале был объявлен в апреле, деньги нам не возвращены до сих пор. К слову, покрыть часть расходов на российский павильон в Канне нам обещают к 25 мая – как раз к закрытию фестиваля! И так шестой год.
– Как же вы работаете?
– Партнеры помогают – «Аэрофлот», «МегаФон». До этого Сбербанк, «Газпромэкспорт», группа «Сумма». Без них мы даже аренду не успели бы закрыть. Первая часть средств за аренду павильона в Канне, например, оплачивается в ноябре.
– В Минкульте вас слышат, когда вы приводите очевидные доводы, описываете глупость такой ситуации с финансированием?
– Министр считает 94-й Федеральный закон несовершенным и уповает на новый закон о контрактной системе, который должен быть введен в следующем году. Владимир Мединский в отличие от его предшественника открыт к общению. Я не во всем разделяю его точку зрения, но мы ищем компромисс.
Я  занимаюсь тем, в чем уверена, работаю с любовью и стараюсь находить общий язык с теми, от кого зависит движение вперед. Одно из моих любимых высказываний Конфуция – «Можно всю жизнь проклинать темноту, а можно зажечь хотя бы маленькую свечку».      

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1635
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1019
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
737
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
1008

Другие новости