Жить весело? Кадр из фильма «Отдать концы»
15 мая начнет работу 66-й Каннский кинофестиваль. Российских фильмов не будет ни в основном конкурсе, ни в программе «Особый взгляд» (она считается вторым по значимости конкурсом) – теперь это уже точно известно, так как списки фильмов-участников утверждены и обнародованы.В соревновании за заветные пальмовые ветви сойдутся по преимуществу тяжеловесы, режиссеры-звезды. Братья Коэны представят свой новый фильм «Внутри Льюина Дэвиса» – про фолк-музыканта, который пытается приобрести известность. В картине снялись Джастин Тимберлейк и Кэри Маллиган. Стивен Содерберг, только что представлявший свой фильм «Побочный эффект» в конкурсе Берлинале, уже везет в Канны картину «За канделябрами» (с Мэттом Дэймоном в одной из главных ролей!) о жизни скандально известного пианиста Владзу Валентино Либераче (его сыграл Майкл Дуглас). Роман музыканта с молодым мужчиной в центре сюжета фильма, что подогревает особое любопытство прессы в процессе ожидания каннской премьеры. В центре внимания каждый новый фильм Романа Полански, нынче в Каннах он участвует в конкурсе с картиной «Венера в мехах», где главные роли сыграли супруга режиссера Эмманюэль Сенье и Луи Гаррель. Аннотация к фильму «Молодая и красивая» Франсуа Озона обманчиво скучна: четыре сезона в жизни 17-летней девушки. Но на поверку это может оказаться напряженной и шокирующей историей в духе автора «Крысятника» и «Под песком».
Италия представлена в конкурсе фестиваля лишь фильмом Паоло Соррентино «Великая красота» с Тони Сервилло в роли ностальгирующего по лихой юности писателя. А картину под названием «Замок в Италии» сняла француженка Валерия Бруни-Тедески – актриса и режиссер, старшая сестра экс-первой леди Франции Карлы Бруни. Плюс к ее фильму, да к картинам Озона и Полански Франция представлена еще и экранизацией классической повести Генриха фон Клейста «Михаэль Колхаас», осуществленной Арно Депальером, и фильмом Арно Деплешена «Джимми Пикард» с Бенисио дель Торо и Матье Амальриком в основных ролях. Во Франции снял свой новый фильм «Прошлое» иранец Асгар Фархади, и главную партию в нем исполнила звезда фильма «Артист» Беренис Бежо. Стоит напомнить, что два года назад Фархади со своим фильмом «Развод Надера и Симин» стал триумфатором Берлинского фестиваля и обладателем «Оскара» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке». Француз арабского происхождения Абделатиф Кешиш участвует в конкурсе с фильмом «Синий – самый теплый цвет». Процент французских фильмов, как видим, внушительный.
Посланцы Азии – Цзя Чжанке (Китай), Такаси Миике и Хирокадзу Коре-Еда (Япония). Все они представители среднего поколения в кино своих стран, любимцы западных фестивалей. Датчанин Николас Виндинг Рефн, обосновавшийся в США, представит в Каннах фильм «Только бог простит» с востребованным голливудским актером Райаном Гослингом, но в «паспорте» фильма в графе стран-производительниц значатся, опять же, Франция и Дания. Сегодня копродукция студий разных стран и миграция режиссеров, актеров достигла такого размаха, что установить «гражданство» картины сложно, порой невозможно. Реже всего можно встретить в перечислении стран, участвовавших в постановке, Россию. Попытки усовершенствовать законодательство в сфере совместного кинопроизводства ни к чему особо не привели, а в конце прошлого года ретивые депутаты-патриоты и вовсе предлагали запретить иностранцам снимать на территории нашей бескрайней родины (эта идея предлагалась в пандан законопроекту об увеличении доли российских фильмов в прокате)…
К слову, совсем уж без наших фильмов Каннский фестиваль не обошелся даже в этом, столь неурожайном для нас году. В конкурсе дебютов «Синефондасьон» – картина студента Высших курсов сценаристов и режиссеров Евгения Бяло «Норма жизни». А в рамках спецпоказа при этой программе будет продемонстрирован первый полнометражный фильм Таисии Игуменцевой – прошлогодней победительницы конкурса «Синефондасьон». Называется он «Отдать концы», снят на студии «Рок», коей руководит педагог Игуменцевой Алексей Учитель. Таисии 24 года, но кино у нее не девичье (судя по прошлогодней короткометражке «Дорога на»). Вот и в новом фильме рассказывает она историю про деревню, где ждут конца света. Напомним, что на берлинском конкурсе в феврале представлял Россию фильм Бориса Хлебникова «Долгая и счастливая жизнь» – там герой переживал в деревне что-то вроде личного конца света, постигал всю подлость и непрошибаемость коррупционной системы в нашем отечестве. Есть в таком совпадении пусть черный, но юмор: киномир получает из России позывные в жанре SOS. Если верить прогнозам, по которым могучая, мрачная и пророческая махина Алексея Германа «Трудно быть богом» окажется в конкурсе сентябрьского кинофестиваля в Венеции, то можно только хмыкнуть: «хорошенькая» картинка складывается в головах у тех, кто пытается уловить атмосферу происходящего в России по фильмам.
Есть еще в Каннах «Уголок короткого метра», туда в этом году приглашено четверо наших молодых режиссеров: выпускники киношколы «Арткино» Эдуард Бордуков с фильмом «Арена» и Ксения Карабанова с лентой «Вакуум», Тимофей Жалнин из Санкт-Петербургского университета кино и телевидения с фильмом «F5» (он уже был отмечен множеством призов на разных фестивалях, последний из которых – Гран-при смотра дебютных и студенческих работ «Святая Анна»), и Камила Сафина из ВГИКа с картиной «Чиппиндейл», в которой снялся Виктор Сухоруков.