Нормальные герои «Кин-дза-дзы». Кадр из мультфильма
Этот фильм делался столько лет, что многие уже и не верили в то, что он таки выйдет на экраны. А многие и не понимали, зачем делать анимационную версию популярной перестроечной картины. Создатели уверяли нас, что это не ремейк, а новое художественное произведение. С точки зрения технологии, конечно, оно новое. Теперь это мультфильм. Но сама история претерпела мало изменений.Приключения двух землян на планете Плюк в целом те же, что и в старой «Кин-дза-дзе». Но вот что самое интересное. В 1986-м казалось, что дикий, абсурдный мир недружелюбной планеты – это такая фантасмагорическая антиутопия. А сегодня ясно, что Данелия невольно оказался тогда футурологом. Дистанция в три десятилетия, отделяющая нас от момента выхода старого фильма, вмещает целую эпоху – это понимаешь, когда смотришь нынешнюю мультипликационную картину. Уже не кажется фантастическим пейзаж замусоренной, пустынной планеты, из недр которой выкачали все что можно. А закон деления на касты: уроженец Плюка – чатланин, приезжий с другой планеты – пацак и пацак должен носить в носу цак и не возникать, не перечить чатланину… А в разговоре с эцилоппом (это, как мы помним, сотрудник органов охраны правопорядка) вообще никто возникать не должен – ни пацак, ни чатланин. Разговоры тут в принципе короткие. Чуть что не так – плюканин молниеносно зарывается в землю, или взмывает вверх на ржавом драндулете, или уносится в мрачную даль на какой-то несусветной дрезине… Народ на Плюке пуганый, хитрый, недоверчивый и вороватый. Воровать, правда, народу уже почти нечего. Все существенное, что можно было присвоить, давно присвоено плюканской элитой. Таковая обитает в каких-то подземных дворцах. Там у них даже свои подземные аллеи и улицы для променада. Высший шик – пройтись в малиновых штанах (это знак особого благосостояния!) и в окружении длинноногих плюканок.
Конечно, сегодня эти аллюзии Данелии (справедливости ради тут надо добавить, что фильм сделан Данелией в соавторстве с режиссером Татьяной Ильиной) проступили с особой, жутковатой четкостью. Примечательно, что старший в паре землян уже не прораб советского типа, каким он был в фильме 1986-го, а самовлюбленный виолончелист-виртуоз, баловень симфонического мира. С высот музыкального олимпа он низвергнут в выморочный мир, где его игра кажется людям какофонией, и применение ему находится весьма унизительное: на него, как на скамейку, присаживается его товарищ по несчастью, раздолбай Толик и пилит смычком по его дорогому инструменту, извлекает ужасающие атональные сочетания звуков. Именно от таких приходят в восторг граждане Плюка! Дядя Вова в нынешней «Кин-дза-дзе» совсем не похож на персонажа Станислава Любшина. Это такой обитатель заоблачных высей, который брезгливо избегает реальности московских улиц, а его вдруг нелепый случай забрасывает на планету Плюк! Там московские порядки покажутся торжеством демократии. Дядя Вова смешон в своем фраке и лаковых концертных туфлях. Если бы не провинциальный паренек Толик – находчивый и не обремененный понтами – пропал бы дядя Вова. Озвучил виолончелиста Николай Губенко и тем сильно украсил образ. Вообще голоса – основное достоинство анимационного фильма. Парочку колоритных плюканских авантюристов, сыгранных когда-то Евгением Леоновым и Юрием Яковлевым, озвучили тут Андрей Леонов и Алексей Колган. Предшественников сымитировали в совершенстве, но в остальном герои мало изменились. Забавный персонаж – ушлое железное существо на побегушках у этих самых бродяг-авантюристов, кто-то вроде робота из мятых и битых жестянок. Это нечто служит беспринципным хозяевам, но по части умения наварить и освоить бюджет даст фору им обоим. Озвучил этого мелкого плюканского беса Александр Адабашьян, и его характерный скрипучий тембр лег на героя прекрасно.
С чем трудно смириться в ходе просмотра новой «Кин-дза-дзы», так это с вялостью ритма, монотонностью повествования. В самой композиции нет куража. Может, это результат вынужденно долгой работы над фильмом? Проект стартовал лет семь назад, потом остановился из-за нехватки денег, продолжился, снова забуксовал. Доходили слухи о судебных разбирательствах между первоначальными и последующими правообладателями. На каком-то этапе фильмом заинтересовался продюсер Сергей Сельянов, потом по ходу дела подключились Леонид Ярмольник, Константин Эрнст. Видимо, ресурсы телеканалов и позволили довести картину до премьеры.