0
4691
Газета Кино Интернет-версия

28.03.2013 00:01:00

Когда враг у ворот

Тэги: кино, кинопремьеры, прокат, мультфильм, анимация


кино, кинопремьеры, прокат, мультфильм, анимация Такой хороший и добрый рисованный мультфильм, про Эрнеста и Селестину. Кадр из мультфильма

На нынешней – каникулярной – неделе в наш прокат выйдет франко-бельгийский мультфильм «Эрнест и Селестина: приключения мышки и медведя». Эта рисованная лента участвовала в престижной программе Каннского фестиваля «Двухнедельник режиссеров», а также удостоена премии «Сезар» за лучший анимационный фильм 2012 года.
Первое, что стоит сказать: «Эрнест и Селестина» совсем не похож на фильмы многочисленных раскрученных мультфраншиз вроде «Мадагаскара» и «Ледникового периода». И все же есть основания думать, что детям он придется по душе (хотя прокатчики совершенно справедливо определяют его как мультфильм для всей семьи). Потому что изящество исполнения, ирония и философия в нем соединены с привычным современному ребенку ритмом, драйвом, персонажи отлично разработаны и обаятельны. И даже дубляж – самое слабое место переводных картин в российском прокате – здесь на уровне. За медведя Эрнеста рычит шоумен Александр Пушной, за мышку Селестину пищит телеведущая Татьяна Лазарева.
На создание мультфильма продюсера Дидье Бруннера вдохновили книжки-альбомы бельгийской художницы Габриэль Венсан. Серию про дружбу медведя и мыши очень любила его дочь в детстве. Несколько лет назад Бруннер купил права на экранизацию историй Габриэль Венсан, и работа началась. Молодой режиссер-француз Бенжамен Реннер трудился под опекой двух мастеров из Бельгии – Венсана Патара и Стефана Обье. Создать на основе книжек-альбомов сценарий мультфильма было доверено знаменитому Даниэлю Пеннаку – писателю-сатирику, автору детективной серии о семействе Малоссен. Пеннак известен и как автор книг для детей, и как знаток нелегкой жизни обитателей бедных и криминальных районов Парижа. Думается, во многом именно ему команда «Эрнеста и Селестины» обязана результатом. Получился очень умный, многоуровневый фильм, прекрасный и смелый в своем антиксенофобском месседже.
Мир на экране – двухмерный. Наверху живут медведи, под землей – мыши. Первые – основательные и кичливые. Уверенности им придает ощущение собственной силы и величины – по сравнению с мышами они ведь очень крупные существа. Мыши знают, что им надо выживать за счет ловкости, скорости, трудолюбия. И те и другие воспитывают детей в духе противостояния соседу-врагу. Медвежата при виде мышки впадают в истерику, а мышат в школе пугают страшным медведем. Удивительно, но прямых аналогий вы тут не найдете. Схема, например, «старая Европа и нашествие эмигрантов» не работает, ведь медведи и мыши живут рядом веками. И веками друг друга ненавидят, цепляются каждые за свой уклад как за единственно верный способ жить. Скорее это метафора общего недоброжелательства в якобы единой Европе. Обстоятельства истории и географии вынуждают разных «зверей» жить бок о бок, но от этого они только больше боятся потерять свою самость, скандалят с соседями по ничтожным поводам. Можно ли привести к мирному сосуществованию хищника и мелкого грызуна – вопрос. Но необходимо хотя бы стремиться преодолеть предрассудки и обиды и, главное, прервать гибельную традицию воспитания в духе «берегись чужака!».
Фабула мультфильма в том, что подружились Эрнест и Селестина – медведь без определенных занятий, свободный и нищий артист, и ученица средней мышиной школы, авантюрного склада пигалица с задатками живописца. Как-то свел их случай, пришлось провернуть одно дельце на двоих – и за то поплатиться изгнанием. Эрнест еле унес ноги из подземного мышиного царства, заодно выгнали и Селестину (за то, что посмела водить дружбу с национальным врагом) – а медведи соответственно тоже не желают терпеть мышь в своих рядах. Приходится изгоям учиться жить в одном доме, вдали от общества. Не сразу Селестине удается занять место в гостиной – поначалу ютится, как и положено ее сословию, в подвале. Эрнест, конечно, необычный медведь, но с предрассудками вроде «мыши не место в доме, одну пустишь – набежит тысяча» он тоже сразу не может расстаться. Тяжелы уроки терпимости и толерантности… Но все же примечательно, что их усваивают первыми Эрнест и Селестина – артистические личности, можно сказать, представители мира искусства. Их сознание свободнее, гибче. Остальные мыши и медведи в фильме – бюргеры, мещане, и что-то изменить в их образе мыслей могут только такие отчаянные бунтари, как главные герои. Эрнест и Селестина  рискуют пойти на эксперимент: «А почему, собственно, медведь/мышь – враг? Кто сказал? А если проверить?» Отличные герои, вместе с которыми и ребенок незаметно для себя самого задается важными вопросами. И учится принимать другого с интересом, без агрессии.    

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Ипполит 1.0

Ипполит 1.0

«НГ-EL»

Соавторство с нейросетью, юбилеи, лучшие книги и прочие литературные итоги 2024 года

0
1147
Будем в улицах скрипеть

Будем в улицах скрипеть

Галина Романовская

поэзия, память, есенин, александр блок, хакасия

0
577
Заметались вороны на голом верху

Заметались вороны на голом верху

Людмила Осокина

Вечер литературно-музыкального клуба «Поэтическая строка»

0
504
Перейти к речи шамана

Перейти к речи шамана

Переводчики собрались в Ленинке, не дожидаясь возвращения маятника

0
635

Другие новости