Фото Reuters
Новость, что Арнольд Шварценеггер возвращается на большие экраны после семи лет губернаторства в Калифорнии, уже успела облететь все СМИ. Большой хороший парень, пусть и не такой молодой, как много лет тому назад, все еще может разобраться с врагами и показать им, кто в доме хозяин. И не дай бог ему сказать: «Твое время ушло, Старик!» Эта фраза станет приговором.
Ну а вместе с Chevrolet Camaro он может уделать и не одного наркобарона, сколько бы денег и приспешников у него не было.
В новом фильме ⌠Last Stand■, который на русские экраны выходит под названием «Возвращение героя» (что больше соответствует действительности) 21 февраля, Шварценеггер играет Рэя Оуэнса, шерифа крохотного городка, куда он перевелся «на покой» после бурной карьеры в управлении по борьбе с наркотиками Лос-Анджелеса. И все спокойно в его королевстве, пока в Л.А. из-под конвоя не сбегает отчаянный, очень опасный и очень богатый мексиканский наркобарон Габриэль Кортез. И именно через городок шерифа Оуэнса и пролегает его путь к свободе.
Режиссер фильма кореец Ким Чжи Ун, снявший до этого уже четыре полнометражные картины, в американском кинопроизводстве работает впервые, однако его пристрастие к американскому кинематографу и мировым блокбастерам прослеживается фактически с первых кадров фильма.
В пустынных степях Невады несет ночную вахту одинокий экипаж дорожной полиции, мимо которого на скорости в 197 миль в час проносится спортивная машина и уходит в точку. Полицейский, дожевывающий пончик, и не понимающий, что произошло, в изумлении связывается с коммутатором: «Диспетчер, срочно сообщите в службу полетов, что какой-то умник летает тут на реактивном самолете без огней!». Ну и чуть позже: «Алё-алё! У нас тут психопат на бэтмобиле!».
Тут возникает сразу целый веер ассоциаций – от классической сценарной из французского «Такси», до визуальной из «Людей в черном». И так на протяжении всего фильма. Кстати, любопытно, что не только американское или европейское кино расхватано режиссером на цитаты.
В одной из сцен, где шериф Оуэнс собирается на войну с мексиканской наркомафией, совершенно явственно прочитывается сцена из столь любимого российскими зрителями фильма «Брат 2». Шериф и его команда, испытывающие некий недостаток в вооружении, отправляются в местный «Музей войны», директор которого оказывается «сочувствующим». Там они собирают большое количество «стрелялок» и «взрывалок», венцом которых становится пулемет «Максим». Помните? «Откуда это у тебя? – Эхо войны!». Так и здесь: диалог лишь слегка префразирован. Только в отличие от «нашего брата», тут размах американский: Максим тоже устанавливают к заднему окну транспортного средства. Но не жигулей, а большого желтого школьного автобуса!
Как в любом настоящем американском экшене, здесь множество погонь и трюковых сцен. И большинство из них замешано на автомобилях – настоящих американских Chevrolet. Пытаясь во время фильма подсчитать, сколько же разных моделей этих «крестоносцев» было задействовано в съемках, можно, в какой-то момент просто сбиться со счета. Моделей как минимум семь в разных эпизодах. Tahoo, Malibu, Epica – все и не перечислишь. Но, конечно, главными героями, по всем правилам художественной драмы, стали два основных айстоппера и флагмана марки: Corvette и Camaro. При этом в роли протагониста (положительного героя) выступала топовая версия CamaroSS, а в роли антагониста (отрицательного героя) – заряженный Corvette ZR1.
Борьба и противостояние этих двух красавцев многократно усилили драматический эффект «обязательной сцены». И если беглый наркобарон стремится к границе на благородно сером ZR1, то шериф преследует его на ярко-красной Camaro.
General Motors предоставили для съемок только одних автомобилей Corvette шесть штук. Два из них (ZR1 и ZL1) были оставлены для сцен с экстерьерными и интерьерными съемками. Остальные же претерпели определенные изменения для использования в трюковых сценах. У одной из машин была существенно доработана и усилена подвеска, к днищу другой были приварены специальные трубы, к которым крепилась камера. Из третьей для облегчения массы был извлечен двигатель, и автомобиль был закреплен на специальном трюковом стенде. С четвертой был снят топливный бак для обеспечения безопасности во время съемок со стрельбой.
И подобная работа проводилась практически с каждым автомобилем, задействованным в съемках, независимо от того, эпизод это или главная роль. И главное, что нравится в этом фильме, что наличие компьютерной графики сведено тут к минимуму, а 99% сцен снято вживую, и выполняли их сами актеры – и Арнольд Шварценеггер, и Эдуардо Норьега, исполнявший роль Кортеса. И только когда возможный риск достигал своего предела, их сменяли за рулем профессиональные каскадеры.
Правда, иногда циничный разум выбирался из-под прикрытия разгулявшихся эмоций и задавал риторический вопрос: почему, например, вместо того, чтобы выстраивать засаду из десятка полицейских машин и потом наблюдать, как отчаянный наркобарон красиво с ней разбирается, не расстелить просто на шоссе «гвозди» и пробить неумолимому корветту покрышки? Но «почему» и так понятно – иначе просто не будет всех этих трюковых сцен, ради которых зритель и идет на фильм.
Финал фильма закономерный: закон побеждает, возвращение героя состоялось. И теперь после губернаторства в Калифорнии мы вряд ли еще увидим Шварценеггера в роли «плохого парня». Теперь ему гораздо более по статусу на вопрос: «Ты кто?», отвечать: «Я – закон!».
Среди героев-автомобилей в фильме не оказалось победивших или проигравших. Ну, на самом деле, не будет же General Motors делать рекламу одному своем детищу в ущерб другому? Поэтому после отчаянной гонки вслепую в кукурузных полях оба Chevrolet – и ZR1, и Camaro оказываются остановленными гораздо более серьезным противником: огромным сельскохозяйственным трактором, внезапно нарисовавшемся среди кукурузных початков. И это правильно. Между быстрым Corvette и мускулистым Camaro выбор должен сделать сам зритель, счастливый тем, что Шварценеггер, наконец, вернулся, и теперь все будет в порядке. По крайней мере, на просторах Америки.