«F5»: схватка индивидуальностей.
Кадр из фильма Тимофея Жалнина «F5»
«По-вашему, что значит «быть мужчиной»?» – спросила екатеринбургская зрительница Андрея Звягинцева. Тот аж растерялся. Дело было после показа его фильма «Возвращение» – с ним он когда-то дебютировал и снискал успех, а теперь приехал на фестиваль дебютов в качестве председателя жюри. Среди его коллег были и дамы, но все судьи равно продемонстрировали мужественность – отсмотрели за четыре дня 120 фильмов, тщательно их обсуждали и наградили действительно достойных. «Коммерциализация обучения ведет к деградации образования», – заметил Звягинцев на пресс-конференции. «Кинопроба» – попытка противостоять убеждению, что с развитием техники кино может снимать любой.
Екатеринбург кинофестивалями не обделен, и «Кинопроба» наравне с фестивалем документального кино «Россия» – значимый бренд в имидже региона. Свердловское отделение Союза кинематографистов России – третье после московского и петербургского, и ему удалось сохранить за собой местный Дом кино. В нем-то и проходит «Кинопроба» – демократично, шумно, как и положено фестивалю молодых. Вкус к настоящему кино тут не потерян, все-таки еще до недавних пор город был третьим кинопроизводящим центром России – на Свердловской киностудии работали большие мастера, начинали талантливые дебютанты, которых, конечно, сманивали Москва и Ленинград, но производство без них не останавливалось. До сих пор в родном Екатеринбурге живут любимцы мировых фестивалей – Алексей Федорченко и Василий Сигарев. Оба в дни «Кинопробы» мелькали в Доме кино. Только вот ни они, ни многие другие кинематографисты – патриоты малой родины не снимают на Свердловской киностудии. А она ведь не разрушена, не распродана, как большинство бывших союзных студий. Приезжают изредка столичные люди, снимают на ее базе натуру и уезжают. А недавно сняли, говорят, на славной Свердловской студии промофильм о том, как в Екатеринбурге готовятся к участию в тендере на проведение «Экспо-2020»… Удивительное небрежение к очевидному козырю края. В соседней Перми, например, где своей киностудии не было, креативные люди собираются таковую основать, присматриваются к отслужившим ангарам Мотовилихинского завода.
Конкурс на «Кинопробе» необычный. Представлены целые блоки учебных работ и дебютов студентов разных киношкол, от ВГИКа, СПбГУКиТа, кинофакультетов пермских, екатеринбургских, челябинских вузов до польских, кубинских и германских институтов. Принцип интересный. Сразу выхватываешь особенности школы, и порой стереотип о кино той или иной страны опровергается работами начинающих. Например, фильмы тех, кто учится в Гаване (в тамошнюю международную киношколу приезжают ребята со всего света), заставляют вспомнить, что именовали Кубу Островом свободы. Как будто нет там цензуры и атмосферы апатии – фильмы кусачие, заряженные энергией критического отношения к поклонению героям революции. А вот работы студентов Гамбургской киношколы, напротив, в русле приоритетов национальной кинотрадиции – высокая культура художественного оформления кадра, юмор в очередных разработках темы изживания фашизма.
Интересно, что почти каждый студенческий опус отличает стремление к эффектному выкрутасу. Так творцы хотят прокричать о себе погромче. Тем дороже редкие примеры подлинных поисков своего пути. На нынешней «Кинопробе» два фильма особенно порадовали глубиной раздумий о непреходящих категориях бытия. Есть в потоке молодых настоящие художники, которых волнует самое главное: как остаться собой, когда компромисс с совестью напрашивается, как не ранить своей правдой других людей. По предыдущим работам выпускника СПбГУКиТ Тимофея Жалнина было понятно – появился режиссер тонкий, владеющий акварельным письмом в изображении отношений, да еще даются ему женские, девичьи образы. В Екатеринбург он привез свой дипломный фильм «F5» (и получил тут одновременно приз зрительских симпатий и Гран-при!) – уже не просто этюд, но именно фильм про испытание дружбы. Про то, как часто «сильные» натуры оказываются слабыми, а их «безвольные» спутники обнаруживают запасы воли и способности этих самых «сильных» отогреть своим великодушием. Конфликт в «F5» вечный и в то же время остросовременный – в творческом тандеме один готов поступиться моральными нормами ради успеха, а другой избирает путь тернистый, но такой, что совесть спокойна.
И второе отрадное впечатление – 18-минутная «Репетиция» Николая Лавренюка из Белоруссии. Снята она в одной маленькой комнате, в кадре двое людей – постановочный минимализм, а на выходе – предчувствие режиссера. Тут даже сюжет не перескажешь, просто удивительное ощущение правды жизни, знания людей и любви к людям, хотя эти люди так глухи к чужим горестям, не хотят слышать кого-то, кроме себя, мучают тех, кто их любит. «F5» Жалнина и «Репетиция» Лавренюка примиряют с действительностью, в которой ежегодно приходится видеть огромное количество беспомощных дебютов студентов ведущих вузов России.
Екатеринбург