Когда в Москве уже сгущались тучи, обещая разразиться стенами снега, в Тбилиси под аккомпанемент ласкового солнца еще облетали платаны, а на проспекте Руставели еще не убирали столиков с тротуаров. Золотая осень медленно и мирно сдавала свои права.
Российские кинематографисты, прибывшие в Тбилиси показывать российское кино разного срока выдержки, одурманенные неожиданным теплом и тбилисским гостеприимством, для начала сильно помогли местной стихийной торговле. Особенно повезло Гиви, торгующему раритетными киноафишами на барахолке. Для него каждый такой фестиваль – радость и профит. Он помнит, кто кому покупает у него первые афиши «Начала», «Покаяния», «Мимино», «Гранатового браслета». Кстати, очень и очень недешевые…
А потолкавшись на знаменитой местной барахолке, что у Сухого моста, где можно купить все-все-все, начиная с этих самых афиш, кончая картиной 38-го года «Сталин и Гитлер», - в кинотеатр, посмотреть, как принимают русское кино местные зрители. Справедливости ради надо сказать, что местные зрители – в основном, конечно, киношники да киноманы, а среднестатистическая публика заглядывает сюда на такие фильмы, как «Любовь с акцентом», где героиня Анны Михалковой, толстая и нелепая, ищет в Грузии «производителя» своего будущего ребенка.
На таких фильмах, как, например, «Жить» Василия Сигарева или «Небесные жены луговых мари» Алексея Федорченко, народу, конечно поменьше. Но зато не уходит никто – смотрят, словно глотают жадно, с запасом. Грузия – страна изначально кинематографическая, с традициями по части кино не менее старинными, чем Россия. На церемонии открытия показали первый грузинский фильм, 1909 года – «Путешествие Акакия Церетели в Рача-Лечхуми» Василия Амашукели. Ощущение, что окунулся в святой источник.
На некоторые фильмы набивался полный зал – «Измену» Кирилла Серебренникова, например, не могли начать сорок минут – народ все прибывал и прибывал, началась путаница, к тому же в зале еще шло обсуждение «Бульварного кольца» Дмитрия Барщевского. Из-за того что «Измену» задержали, многие не попали или сильно опоздали на «Я тебя не люблю» Павла Костомарова и Александра Расторгуева. Такие накладки для всякого фестиваля, с одной стороны – минус, но с другой – несомненно, плюс, потому что свидетельствуют в первую очередь о повышенном интересе к предмету.
Честно говоря, волновались слегка – вдруг не придут на «Магнитные бури» Вадима Абдрашитова? Все-таки фильму девять лет, для нашей скорой жизни – эпоха. Но пришли, и совсем немало – оказывается, фильм не только не потерял актуальности, но стал еще более современным, болевые точки, нащупанные Александром Миндадзе и Вадимом Абдрашитовым, сегодня болят еще сильнее.
Вообще программа, составленная Вячеславом Шмыровым, оставляет ощущение настоящего вкуса и понимания момента организаторами – из российского кино все лучшее, все достойное, и принимали его с достойной благодарностью, порой даже удивительной. «Искупление» Александра Прошкина, фильм трагичный и тяжелый, смотрели так, как наверняка мечтал режиссер, - напряженно и дотошно. Прошкин потом говорил, что и сам не ожидал, и лучился.
Рекордсмен по кассовым сборам в России «Духлесс» Романа Прыгунова, «Летит» Сергея Швыдкого и Фуада Ибрагимбекова, показывающие целый громадный пласт лишенных каких бы то ни было духовных устремлений молодых, здесь тоже вполне актуальны. Не слишком благополучная грузинская экономика вынесла на поверхность огромное количество людей, схвативших шальные деньги на лету и теперь не знающих, как с этими деньгами лицо сохранить, да и деньги не потерять.
И конечно, основной мотив фестиваля – «Россия и Грузия: как нам жить дальше?» Сомнений никаких: вместе и только вместе. История-то общая. Нико Шенгелая, сын великолепной Софико Чиаурели, сделал из первого этажа родительского дома музей, куда можно прийти и посидеть в любимом кресле его бабушки, Верико Анджапаридзе. Как не воспользоваться? Весь фестиваль целиком, по крайней мере, российская делегация, не преминула. Дом в центре Тбилиси, окруженный забором и небольшим садиком, - как маленький культурный Эдем. Здесь же, прямо в доме, – организованный Софико и Котэ Махарадзе театр «Верико», названный так в часть Верико Анджапаридзе. Алла Сурикова, член российской делегации, почти прослезилась тут – она дружила с Софико, снимала в своей картине «Ищите женщину» (помните нелепую такую умницу, смешную и говорливую героиню фильма, секретаршу, раскрывшую преступление и окрутившую мрачного полицейского?), в этом доме бывала не раз… Теперь Сурикова уверена: надо непременно снять фильм «Софико и Котэ. История любви». Говорит, что любовь у них была великая, о такой надо снимать и снимать.
Ретроспектива фильмов Алексея Балабанова, которую приехал представлять сам режиссер, а позже – и продюсер Сергей Сельянов, - вызвал настоящий ажиотаж, особенно последний его фильм «Я тоже хочу». На показе сидели на ступеньках, а иные и вовсе не попали.
В этом году впервые помогло фестивалю Министерство культуры РФ. А вообще фестиваль организуют продюсерский центр «Кинопроцесс» и Международный фонд искусств и межкультурного диалога (Тбилиси). Официально фестиваль именуется «Фестиваль кино России и других стран СНГ», но в Тбилиси про СНГ умалчивают и называют его просто фестивалем российского кино.
И пусть сейчас сдохнут от негодования великодержавники, но в ноябре в Тбилиси уже третий раз встречаются две кинодержавы. Превосходное грузинское кино, умнейшее, разнообразное, поэтичное до слез – в Советском Союзе оно стояло чуть особняком от Большого Кинобрата, хоть и составляло его частичку и гордость. Об этом помнят сейчас в основном специалисты да особо интересующиеся. Фестиваль российского кино – это ведь не только показы в кинотеатре «Руставели», но и повод встретиться и вспомнить о том, что кино – оно не просто выше политики – оно против нее, оно для политики – яд и смертельное оружие.