0
3764
Газета Кино Интернет-версия

15.11.2012 00:00:00

До встречи в следующей жизни!

Тэги: кино, премьера


кино, премьера Конечно, по формальным признакам в некоторых кадрах можно увидеть и пропаганду насилия...
Кадр из фильма «Облачный атлас»

В эфире «Эха Москвы» Максим Шевченко назвал вышедший в российский прокат фильм «Облачный атлас» «неолиберальным штормом», который будет провоцировать «неолиберальную революцию» американского президента Обамы. По словам известного политолога, этот фильм является «чистой пропагандой гомосексуализма в неприкрытом виде», поэтому в тех городах, где такие законы уже приняты, его надо запретить. Между тем «Облачный атлас» в нашем прокате уже обогнал нового Бонда.

Видимо, пропаганда гомосексуализма привиделась критику в одном из сюжетов фильма – про любовь двух молодых мужчин, один из которых – талантливый композитор, богемная личность из артистической среды 30-х годов прошлого века. Любовь и правда есть, но вполне себе возвышенная, в письмах и взглядах, никакого секса на экране! Про влечение мужчины к юноше, вспомним, снят один из классических фильмов мирового кинематографа – «Смерть в Венеции» Лукино Висконти. Давно уже нет на свете ни мэтра Висконти, ни автора новеллы Томаса Манна, а то бы натерпелись и они от Максима Шевченко…

Но подозрения в пропаганде гомосексуализма – это еще ладно. В конце концов многим брутальным мужчинам свойственно звереть от одного намека на то, что люди нетрадиционной ориентации имеют право ходить с ними по одним улицам и коридорам. Удивительнее другие обвинения Шевченко в адрес фильма: «Для меня он ничем не отличается (это очень качественная продукция) от «Триумфа воли» Лени Рифеншталь, от фильма «Еврей Зюсс», который является чудовищным нацистским антисемитским фильмом и тоже считается классикой кинематографа. Качество фильма еще не значит, что он не содержит в себе омерзительные, пропагандистские, античеловеческие вещи».

Если автор этой тирады имел в виду одну из линий «Облачного атласа» – антиутопию про пробуждение сознания и достоинства у биороботов в футуристическом Нео-Сеуле, так где же тут нацизм? Где пропаганда идей тоталитаризма?.. Все наоборот: искусственно созданная девушка поднимает бунт против жестокой системы, идет на смерть ради счастья и равенства будущих поколений – чем не Зоя Космодемьянская?

Странно слышать суждения, подобные тем, что мы услышали от Максима Шевченко, но, впрочем, после истории с обвинениями в пропаганде насилия фильма «Клип» Майи Милош уже не так странно...

Прецедент с обвинениями «важнейшего из искусств» по формальному признаку (обнаженка на экране?! – пропаганда разврата и насилия!) уже случился. И не возымели действия ни ирония, ни возмущение профессионалов и просто адекватных людей. Из речей чиновников от культуры отнюдь не исчезают формулировки «доброе кино», «позитивное кино», сколько ни убеждай их, что кино бывает хорошее и плохое, а не «светлое» и «чернушное». Вот и «Облачный атлас» попал под раздачу.

Кстати, к созданию этого беспрецедентного проекта приложил руку и наш продюсер Александр Роднянский наряду с компанией «XX век Фокс». «Облачный атлас» уже даже агента 007 потеснил в нашем прокате, а ведь новый фильм о Джеймсе Бонде по всему миру вызывает горячий энтузиазм, от него приходят в одинаковый восторг киноманы со стажем и старшеклассники. Конечно, в звездности актерского состава «Атлас» «Координатам «Скайфолл» ничуть не уступает: тут и Том Хэнкс, и Холли Берри, Сьюзен Сарандон, Хьюго Уивинг, Хью Грант, Бен Уишоу (это он сыграл умника Q в 23-й картине о Джеймсе Бонде, то есть отметился в двух фильмах-тяжеловесах года). Да и ситуация с режиссерами-постановщиками интересная. Во-первых, их трое. Это Том Тыквер (на его счету такие хиты, как «Беги, Лола, беги!» и «Парфюмер»), а также Энди и Лана Вачовски – авторы культовой «Матрицы». Во-вторых, интерес к последним привлечен дополнительный. Не так давно они перестали быть «братьями Вачовски» – тот из них, кто раньше был Ларри, стал Ланой. Пару месяцев назад стало известно о смене пола одного Вачовски. Говорят, и снимали-то они не все вместе, а по схеме: Тыквер – несколько сюжетных линий, где действие происходит в нынешнем и прошлом, ХХ веке, а Вачовски – эпизоды из далекого прошлого и столь же далекого будущего. Наверняка историки кино назовут похожие случаи – когда в силу разных обстоятельств фильм складывался под руководством «семи нянек», но все-таки «Облачный атлас» – проект нестандартной судьбы.

Добавим, и нестандартной формы. Шесть историй из разных времен в окончательном монтаже выглядят так, будто их хороший бармен взбил в шейкере, – ох, как трудно следить за развитием каждой, увязывать смыслы и месседжи, ибо с самого начала ясно, что все они выйдут на одну громокипящую коду. Но нарезаны истории столь мелкой лапшой, что всю первую половину фильма трудно сосредоточиться. Кажется, будто это кино сотворили безумцы… Потом ты вынужден привыкнуть держать каждую линию на мушке и замечаешь, что они не равнозначны по качеству. И на первый взгляд у них мало общего. А присмотришься – в каждой пропета песнь безумству храбрых. Все призвано утвердить нас в мысли: историю делают бескорыстные смельчаки и обладатели бесконечной воли к свободе. Века сменяют друг друга, а Добро и Зло так и ведут бой, человеческие типы в основе своей неизменны.

Убеждение авторов подкреплено оригинальным распределением ролей, по которому каждый исполнитель задействован в нескольких линиях. Так, Холли Берри играет эмансипированную журналистку образца 1973 года с растрепанными кудрями и вечной папироской в углу рта и загадочную пришелицу будущего – в белых одеждах и со странной аппликацией на лице.

Том Хэнкс появляется в шести образах, один из которых вообще маленький комический шарж. Кое-кто из исполнителей даже меняет расу – в сюжете о революции биороботов в Сеуле будущего европейские актеры подвергнуты суровому пластическому гриму, глаза их становятся узкими, появляются азиатские скулы… «Я верю в то, что смерть – это не конец, – рассуждает одна из героинь. – Смерть – это врата, за которыми – новая жизнь». И вот уже новая героиня с ее лицом появляется в сюжете из совершенно другой эпохи, в других географических координатах.

«Облачный атлас» по своей идеологии вписан в параметры учения о реинкарнации. Это прямо-таки гимн теории переселения душ, восторг открывших для себя цикличность, бесконечность жизни во вселенной. Потому и избрана авторами форма пазла, когда из хаоса фрагментиков постепенно складывается картина. Стоит ли напоминать, что такой метод давно был открыт и отработан литераторами, прежде чем его адаптировали под свои нужды переимчивые кинематографисты.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1622
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1011
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
728
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
1001

Другие новости