Гран-при ХХII киносмотра «Послание к человеку» в рамках нынешнего Кинофорума достался словацкому фильму «Последний автобус».
Кадр из фильма
Дмитрий Месхиев уже покинул пост председателя Комитета по культуре Петербурга, а его идея о слиянии нескольких петербургских кинофестивалей в один наконец нашла воплощение. В Северной столице прошел Кинофорум, объединивший старые смотры: «Послание к человеку», «Виват кино России», студенческий фестиваль «Начало» – и молодой, амбициозный Санкт-Петербургский международный кинофестиваль.
Разработчикам идеи Кинофорума задавали вопросы, зачем устраивать кучу-малу, где взять зрителя одновременно на четыре фестиваля, но они шли на эксперимент, отметая сомнения. В итоге Кинофорум и стал конгломератом, вызвавшим по большей части раздражение фестивальных деятелей и, например, аккредитованных журналистов. Первые ревнуют зрителя и гостей, бьются за внимание именно к своему детищу, вторые вынуждены разрываться между четырьмя самостоятельными по тематике и концепции сегментами. А зрителей при этом в залах по-прежнему немного (хотя со сцен нам все время рассказывали про какой-то небывалый подъем зрительского энтузиазма). И вообще не скажешь, что город на неделю погружается в атмосферу кинопраздника, хотя на наружную рекламу питерские власти в этот раз не поскупились. Амбиции последних несколько лет питаются мечтой о фестивале класса «А» – таком, чтоб мог конкурировать с выдохшимся Московским. Идея небезосновательная, но реализовывать ее пытаются неловкими способами. Когда поняли, что авторитет на ровном месте не возникнет, попытались подстраховать основной – международный – «стержень» старыми фестивалями с репутацией, но на поверку оказалось, что лучше бы укрепили эти самые старые фестивали, а над концепцией большого работали бы и не ждали, что Петербург сразу станет северной Венецией на кинофестивальной карте.
В программе I Санкт-Петербургского международного кинофестиваля основную массу составили картины, показанные где-то ранее. Правда, Гран-при в конкурсе получила новая латвийская картина «Крутая Колка» Юриса Пошкуса – социальная драма о жизни в бесперспективном местечке на задворках Европы. Пошкус оказался едва ли не единственным лауреатом-иностранцем, лично получившем приз на беспримерно скромной церемонии закрытия международного фестиваля.
А церемонии другого вошедшего под крышу Кинофорума фестиваля – «Послание к человеку» (единственный из петербургских смотров давно зарегистрирован Международной федерацией ассоциаций кинопродюсеров – что говорит о реальном авторитете смотра) отличились концептуальностью – на закрытии, например, со своим посланием к человеку трижды обращался к залу писатель Захар Прилепин. По его книге снимает фильм президент «Послания», режиссер Алексей Учитель. Дело было в первом павильоне мнгострадального «Ленфильма», где двумя днями ранее, также в рамках «Послания», энтузиасты московского Театра.doc играли в новой версии спектакль про Сергея Магнитского «Час 18». «Ленфильм» в эти дни ожил!» – говорили питерцы. Действительно, фестиваль задействовал студию как площадку, что дало возможность увидеть все то, вокруг чего сейчас идут бои.
Запустение и безнадега – вот чем веет от «Ленфильма», и наплыв людей, драпировка павильона под нужды амбициозных постановщиков церемоний «Послания» составили невероятный контраст повседневности студии.
«Послание» оказалось богато яркими событиями, было и антисобытие, не менее яркое – залихватски анонсировавшийся показ фильма Майи Милош «Клип» не состоялся (напомним, что Минкульт РФ отказал прокатчикам картины в выдаче прокатного удостоверения). «Я не хочу рисковать фестивалем», – признался Алексей Учитель. По логике, фестивальный показ прокатом не является – можно было найти в этом обстоятельстве лазейку и рискнуть. Но не рискнули. Майя Милош (она была членом жюри «Послания к человеку») воспринимала происходящее со спокойствием и юмором.
На «Послании» показали картину датчанки Лизе Бирк Педерсен «Поцелуй Путина» – портрет во временной перспективе, историю внешнего и внутреннего пути известной девушки Маши Дроковой – юной комиссарши одиозного движения «Наши», которая со временем стала дружить с либеральными журналистами и оппозиционерами.
Виктор Ерофеев представлял фильм о себе – документальную кинобиографию «Русский вольнодумец» снял финский режиссер Ари Матикайнен. В программе сошлись, вступили в перекличку два фильма о больших режиссерах: «Плэйбэк» Павла Костомарова и Антуана Каттина – об Алексее Германе, и «Там, где летают кондоры» Карлоса Кляйна – о знаменитом документалисте Викторе Косаковском. В первом случае герой предстает персонажем противоречивым, едва ли не монстром – мучает всех долгие годы, снимая свою сагу по роману братьев Стругацких «Трудно быть богом». Косаковский – тоже из породы художников, которые душу вынут окружающим, если им что-то потребовалось для достижения нужного результата в творчестве, но впечатление от него совсем другое: кажется, что это гениальный ребенок – такому все простишь. Когда группа который день изнемогает на съемках от погоды и условий, когда занимается очередной рассвет и все мрачно встречают новый изнуряющий день, режиссер Косаковский улыбается солнцу и обращается к соратникам: «People! Good morning!» И послание доходит до человеков – кино снимается вопреки всему.
Санкт-Петербург–Москва