В Венеции – последние приготовления.
Фото Tiziana Fabi/AFP
Киномир с интересом наблюдает за интригой в сфере высокой фестивальной моды: многолетний программный директор Венецианской Мостры Марко Мюллер ушел работать на Римский фестиваль – то бишь подался к конкурентам… А в Венецию вернулся директором Альберто Барбера, он уже руководил смотром с 1998 по 2002 год. Первым делом он сократил число картин во всех программах, чтобы зрители не бегали из зала в зал, пропуская финал одного фильма в счет начала другого.
Таким образом, в основном конкурсе теперь не 23, а 18 фильмов. Наверняка в конкурсе ноябрьского Римского фестиваля всплывут какие-нибудь сорвавшиеся с венецианского крючка «рыбы», но все равно коллекция, собранная для 69-й Мостры Барберой, выглядит более чем заманчиво. Несущими конструкциями нынешнего конкурса видятся американская и азиатские кинематографии. Соревноваться за венецианские призы будут Терренс Малик, Пол Томас Андерсон и Брайан де Пальма, Такеши Китано, Ким Ки Дук и Брильянте Мендоса – живые классики и основные действующие лица мирового кинематографа. А еще – австриец Ульрих Зайдль и француз Оливье Ассаяс. Традиционную итальянскую квоту заняли в нынешнем венецианском конкурсе мэтр Марко Беллоккьо с фильмом «Спящая красавица» (в нем снялись француженка Изабель Юппер и один из самых востребованных актеров итальянского кино Тони Сервилло), Даниэле Чипри («Состояние сына») и Франческа Коменчини («Особый день»).
Есть в главном конкурсе и российский фильм – «Измена» Кирилла Серебренникова, которую аккредитованной прессе покажут уже сегодня. Несколько лет назад с картиной «Изображая жертву» Серебренников участвовал в конкурсе I Римского фестиваля и получил там главный приз. Напомним, что в последние годы судьбы российских фильмов складывались в Венеции чрезвычайно удачно. В 2003-м и в 2011-м победителями фестиваля становились Андрей Звягинцев со своим первым фильмом «Возвращение» и Александр Сокуров с «Фаустом». А между этими пиками триумфа были еще победы: «Серебряный лев» за режиссуру, присужденный Алексею Герману-младшему за фильм «Бумажный солдат», престижный приз «Озелла» (он выдается за лучшую операторскую работу), которым отметили в 2010-м труд Михаила Кричмана в фильме Алексея Федорченко «Овсянки». Посмотрим, как оценят нашу «Измену» члены нынешнего венецианского жюри. А состав судейской команды интересный, в нем чувствуется внимание к голосу феминисток, призвавших, например, Каннский фестиваль увеличить присутствие женщин-режиссеров в конкурсе. Пять мужчин и четыре дамы – это уже заметное приближение к чаемому равноправию. Председательствовать назначен голливудский режиссер Майкл Манн. Под его началом будут смотреть и оценивать кино его коллеги Пабло Траперо (Аргентина), Питер Чжан Хо-сун (Китай), Ари Фолман (Израиль), Урсула Майер (Франция–Швейцария), Маттео Гароне (Италия), а также актрисы Летиция Каста и Саманта Мортон. Видимо, в качестве перчинки в жюри добавлена знаменитая художница, «бабушка перформанса» Марина Абрамович.
«Изменой» присутствие российского кино в Венеции не ограничивается. В конкурсе экспериментальных, нестандартных фильмов «Горизонты» участвует лента Алексея Балабанова «Я тоже хочу», а вне всяких конкурсов будет показана неигровая картина Любови Аркус «Антон тут рядом». Это дебют в режиссуре главного редактора петербургского журнала «Сеанс», в основе которого личный опыт отношений автора и ее питомца-аутиста.