Фото Сони Грушиной
Девушки в масках пляшут на сцене Дворца культуры маленького сибирского городка. Открывается 11 Международный Канский видеофестиваль. В зале битком, на сцене – официальные лица. Краевые и областные замы немного смущены, тем не менее, за одиннадцать лет все здесь уже привыкли к бескомпромиссному поведению организаторов фестиваля. Это, наверное, и есть по Стивену Фраю «свобода и справедливость, например».
Одиннадцать лет назад шутка Андрея Сильвестрова «про то, как здорово раздавать знакомым визитки директора Канского фестиваля» дала жизнь проекту наглому и веселому. Позже Канский фестиваль в Сибири поддержал Фонд Михаила Прохорова. Видео со всего мира, уважаемое жюри, иностранные гости – и всё это в городе со стотысячным населением, в городе без моря и особых достопримечательностей, в городе с тяжелой крестьянской судьбой и кровавым чекистским прошлым. Победитель получает Золотой пальмовый секатор.
В этом году у фестиваля два центра притяжения: Городской дом культуры, где показывают конкурсную и параллельные программы, и «Видеокампус», где фильмы снимают. В Доме культуры обстановка приятная, светская. Гостей встречает Андрей Сильвестров – почетный президент фестиваля. Он приехал в Канск со всей семьей, как и многие другие гости. Андрей Сильвестров представляет современный российский кинематограф. Новый фильм Светланы Басковой «За Маркса!», вызвавший серьезный интерес у канских зрителей и профсоюзных работников. С помощью современных средств коммуникации лицо режиссера выводят на экран, но у зрителя вопрос тот же, что и сто, и двести лет назад: «Что делать?» - «Не доверяйте женщинам!» - советует Светлана. Главный герой фильма – рабочий, и в наше время это выглядит ужасно новаторским. Здесь мы посмотрели новый фильм Бориса Хлебникова «Пока ночь не разлучит», в котором снялся московский и питерский бомонд, причем, не за деньги, а за процент от будущих сборов. Не только рабочим в наши дни нужны профсоюзы. Фильм самого Андрея Сильвестрова и художника-обэриута Юрия Лейдермана «Бирмингемский орнамент» - бесконечное кинополотно, наблюдать за которым всё равно, что за небесным течением – приятно, пока прямо в мозг не ударит молния.
Самое трудное – конкурсная программа, и этот труд взяла на себя нежная девушка Надя Бакурадзе. Бельгийцы, французы, американцы, чилийцы, хорваты и мы, русские, с любопытством и ревностью следили за полетом воображения друг друга. Короткий метр располагает к некоторому декадансу, поэтому по ночам интернациональная команда дружно напивалась сибирским самогоном на кедровых орешках. Короткий метр Надежда Бакурадзе разделила так, чтобы профессиональному жюри доставались фильмы посложнее, а для зрительского голосования – посмешнее.
В основном конкурсе главный золотой приз взяла пятиминутка «Горячая анимационная линия»(Animation hotline) американского режиссера Дастина Грелла. Дастин Грелла приехал в Канск в инвалидной коляске и за фестивальные дни стал всеобщим любимцем – его буквально носили на руках. Второе место – «Соло, пианино, Нью-Йорк»(Solo,Piano – NYC), американского же режиссера Энтони Шерин. Третье место – «Скоро на экранах» (Coming soon) Фабриса Марука (Франция). Иностранная программа короткометражек вообще удалась фестивальным отборщикам, наши выглядели по поговорке «полюбите нас грязненькими, а чистенькими нас всякий полюбит». Отдельно, конечно, наградили лучший российский фильм – «Сказание о нас с Евгенией» Антона Бильжо. В зрительском конкурсе победил фильм болгарского режиссера Марии Николовой «Желтая собака».
Группа «НОМ» и художник Николай Копейкин – жители Санкт-Петербурга – в Канске провели месяц. Помимо традиционных творческих задач – концертов, выставок, участия в работе жюри – они решали еще и задачу образовательную. «Кинокампус» - завод, на котором из питерских ветеранов русского рока сибирские студенты изготовляли сказки народов СССР. Двенадцать фильмов по двенадцати сказкам. Художественное оформление – Николай Копейкин, в главных ролях – Иван Турист. Всё это под диктатом небесного правителя Павла Лабазова: днём в «Кинокампусе» работают, ночью – поют.
В общем, город фестивалю рад, даже алкаши в ночном магазине спрашивали у нас расписание фильмов. И нам, недавним пермским жителям, было даже немного обидно. Новый глава города – Надежда Николаевна Качан, не смотря на занятость, поддерживала организаторов, посещала мероприятия фестиваля, поздравляла победителей. Смена руководства не привела, как в Перми, к смене художественного курса.
Дождь. У входа в гостиницу мокнет кудрявый французский гражданин. Ему тоже, как и нам, на фестиваль – в Канский дом культуры, но мы – все трое – опоздали на автобус. Остановили такси. Шофер – пожилой татарин с золотыми зубами, спрашивает: «Сами откуда?» - «Я и девушка из Москвы, а тот – француз». Таксист, ведя при этом машину на скорости по ухабам, резко наклонившись, начинает рвать крышку бардачка. У него не получается, тогда он просит открыть, достать пузырек. Достаю пузырек одеколона, который старый татарин тут же отнимает и опрыскивает им себя с ног до головы. После чего протягивает одеколон: «Не желаешь?» - «Нет, спасибо». Таков французский шик Канского фестиваля.