Веселые финские нравы и их кровожадные праздники.
Кадр из фильма «Шопинг-тур»
Подвел итоги 20-й фестиваль российского кино «Окно в Европу». Приз зрительских симпатий «Большая золотая ладья» получила «беспощадная комедия» молодого режиссера Егора Баранова «Соловей-разбойник», в которой герой Ивана Охлобыстина продолжает русскую традицию вольных народных мстителей, и к его стихийному стану борцов за счастье простых россиян примыкает, кроме прочих, кадровый разведчик. «За вами казино, а за мной народ!» – заявляет Соловьев–Охлобыстин и громит неуклюжих, растолстевших на казенных и побочных харчах ментов.
Нынешняя программа Выборгского фестиваля подтвердила тенденцию последнего времени: милиционеры (полицейскими они еще стать просто не успели – фильмы запускались еще до одиозной реформы) – самые смешные персонажи нашего кино. Самые неуклюжие, глупые, алчные и трусливые. Перехитрить и побить их ничего не стоит уже даже подростку – так видят современных бойцов МВД российские режиссеры, причем уже не только те, которым приписана склонность к очернительству родной действительности. Создатели того же «Соловья-разбойника», например, люди отнюдь не артхаусные. Однако пищу для размышлений сработанный ими фильм дал богатую. Чувствуется, что с глубинными пластами народной памяти, с архетипами культуры поработали. Выясняется, что Стенька Разин и Емельян Пугачев все еще в авторитете, и никакой Гарри Поттер их из сердца русского человека не вытеснит – тому доказательство горячий прием выборгского зала и последующий приз большого зрительского жюри. С коня разбойник пересел на мотоцикл, саблю сменил на пистолет, а в арсенале его подельников есть орудия вполне массового поражения. Соловей безнаказанно орудует в целой области и встречает самый горячий прием среди нищего сельского населения. С состраданием и некоторой даже благосклонностью к его деятельности относится настоятельница местного женского монастыря – ведь он для народа старается и к тому же привозит стопками древние иконы из антикварных лавок. Кажется, нам предложен вариант героя нашего времени. Он грабит богатых в пользу бедных, предпочитает всякой американщине вроде целого оазиса казино простые сельские советские радости, как, например, праздничный концерт в доме колхозника. С ним молчаливое благословенье игуменьи, поддержка посланного на его же поимку спецагента из органов и, главное, любовь простых людей русских. Будь на месте отца Ивана другой исполнитель, весь этот безумный лубок обрушился бы под тяжестью собственной конъюнктурности, но Охлобыстин ведь больше чем актер, он сам уже герой нашего времени, да еще обладатель бешеной, завораживающей энергетики. Он способен освоить самый дикий материал и подчинить его себе, обернуть дурной авторский серьез трэшем и тем привнести оригинальность в сомнительный проект.
Ну а жюри профессионалов (напомним, председательствовал в нем режиссер Роман Балаян) свой главный приз разделило надвое и тем как бы подтвердило: не оказалось в этой программе безусловного лидера. «За верность традициям» награжден автор ностальгической картины о Тбилиси своего детства Георгий Параджанов. О его фильме «Все ушли» мы писали в репортаже с 34-го Московского кинофестиваля. А за «юмор и жанровую дерзость» отмечен создатель пародийного хоррора «Шопинг-тур» Михаил Брашинский. Ему же отдали свой приз его бывшие коллеги – кинокритики, обозвав в шутку ренегатом и перебежчиком.
«Шопинг-тур» словно создан для Выборгского фестиваля (городской вокзал и замок, в котором проходило закрытие фестиваля, промелькнут в фильме), да и вообще для Питера и окрестностей. Ведь герои – мама с сыном-подростком – едут в двухдневное путешествие по Финляндии, и один из этих дней оказывается роковым – это такой аналог нашего Юрьева дня, древний праздник, в течение которого каждый финн должен… съесть чужеземца. На русских туристов набрасываются белесые граждане сопредельного государства, вгрызаются в шеи, с аппетитом пожирают внутренности. Из всего автобуса выживают только мама с сыном, да и то потому, что сами в какой-то момент не выдержали и загрызли маленькую финскую девочку в белом платьице – при таком раскладе проклятие на них уже и не распространяется. Снят фильм под хоум-видео, как когда-то нашумевшая и многих сильно напугавшая «Ведьма из Блэр» американских студентов Дэниэла Майрика и Эдуардо Санчез. В нем нашел выход специфический юмор питерцев в отношении соседей. Чего скрывать, какой русский не любит анекдотов про финнов, а уж жители Ленобласти чаще других имеют возможность прочувствовать веселый нрав соседей, когда те приезжают на территорию РФ провести выходные. Сам Брашинский практически живет под Турку, то есть давно изучает национальный финский характер. Одной из главных его черт режиссер, кстати, назвал самоиронию. На пресс-конференции кто-то выразил опасение: не начнется ли после этого фильма русско-финская война? Видимо, окончательно это станет понятно после показа «Шопинг-тура» на Хельсинкском кинофестивале в сентябре. Авось знаменитое финское чувство юмора возобладает и Брашинского не съедят.
Выборг