Замок в Выборге – один из героев фестиваля.
Фото с сайта администрации г. Выборга
В воскресенье в Выборге стартует юбилейный, 20-й фестиваль российского кино «Окно в Европу». Его принято считать вторым по значимости (после «Кинотавра») смотром новых отечественных фильмов. В уютный Выборг, расположившийся почти у самой границы с Финляндией, любят приезжать и мастера, и дебютанты.
«Особых юбилейных гуляний не будет», – предупредил на пресс-конференции президент фестиваля Армен Медведев. Зато к 20-летию киносмотра администрация Выборга приготовила два подарка: гостей и участников церемонии закрытия вновь пустят во внутренний двор величественного Выборгского замка (в последние несколько лет эта традиция прервалась, и призы вручали в некоем замковом предбаннике), а конкурсы документального и анимационного кино будут проходить в стенах свежеотремонтированной Библиотеки Аалто – это гордость Выборга, знаменитое архитектурное сооружение 1935 года, спроектированное финским мастером Алваром Аалто в духе так называемого функционализма (выборгская Библиотека Аалто стала позже эталоном в деле библиотечного строительства по всему миру). Ну а конкурс игрового кино (здесь эта программа носит название «Осенние премьеры») и конкурс «Выборгский счет» (соревнование за призы зрительских симпатий среди фильмов, засвеченных на других фестивалях) будут проходить, как обычно, в кинотеатре «Выборг-палас».
В последние несколько лет, когда объем нашего кинопроизводства снизился даже относительно нулевых, выборгскому фестивалю нелегко собирать конкурс. Картины мастеров первого ряда и яркие дебюты уходят либо на международные смотры, либо в программу июньского «Кинотавра». Вот и на этот раз беглый взгляд на список картин не вызывает прилива острого любопытства, ожидания чудес. Здесь значится фильм, который участвовал уже в конкурсе «Перспективы» 34-го Московского Международного кинофестиваля – исповедальная поэма Георгия Параджанова «Все ушли», заявлена новая картина мэтра Виталия Мельникова «Поклонница» (история платонического романа чахоточного писателя Чехова и его замужней коллеги Лидии Авиловой) – она тоже уже была показана в программе «Гала-премьеры» июньского ММКФ. Все остальное – дебюты или вторые фильмы режиссеров. Например, «Шопинг-тур» кинокритика Михаила Брашинского, обратившегося еще в 2003 году режиссером (многие помнят его пробу пера под названием «Гололед»). Говорят, «Шопинг-тур» – это фильм ужасов. Что ж, когда кинокритик снимает хоррор, это может привести к самым непредсказуемым последствиям. Мария Саакян, автор прозвучавшей картины «Маяк», привезет в Выборг свой второй полнометражный фильм «Энтропия», в котором снялись две яркие девушки Валерия Гай-Германика и Ксения Собчак. Автор неблестящей комедии «Самоубийцы», вышедшей в прокат нынешней весной, Егор Баранов представит на «Окне в Европу» фильм «Соловей-разбойник» с Иваном Охлобыстиным в роли бандита. Свои режиссерские дебюты покажут в Выборге актеры Владимир Яковлев («Пять звезд») и Сергей Комаров («Разговор»). Ученица и соратница Сергея Соловьева по фильму «Одноклассники» Соня Карпунина сняла первый полнометражный фильм «Все просто», в котором сыграли Константин Крюков (ее экранный партнер по «Одноклассникам»), Александр Яценко и Любовь Толкалина. А театральный режиссер-экспериментатор Владимир Панков решил повторить в кино свой сценический опыт – сделал фильм «Док.Тор» (спектакль с таким же названием был поставлен им в Театре.doc еще в 2005 году). Оценивать эти творения предстоит актерам Ксении Раппопорт и Сергею Пускепалису, режиссеру Оксане Бычковой и главному редактору интернет-ресурса «КиноПоиск» Михаилу Клочкову. Председатель жюри – режиссер Роман Балаян, чье 70-летие необычайно тепло и элегантно отмечали в Выборге год назад.
Традиция выборгского фестиваля – тематические круглые столы, один из которых является открытым заседанием жюри перед церемонией закрытия (на нем судьи делятся общими впечатлениями от программы, но своих решений не выдают). В ходе этого разговора обычно удается выйти на какие-то важные наблюдения, обобщения относительно текущего состояния отечественного кино – хочется надеяться, что так произойдет и на 20-м фестивале. А еще одно дискуссионное новшество юбилейного «Окна в Европу» – ежевечерний пресс-клуб «Подоконник». Он задуман как площадка неформального общения журналистов с кинематографистами-практиками. В принципе атмосфера в Выборге всегда куда более спокойная, чем в Сочи на «Кинотавре», так что, может быть, удастся избежать эксцессов в ходе разговоров критиков и авторов.