В «Копах» пробуют примирить общество с полицией – возможно ли это?
Кадр из фильма
Второй год подряд так получается: Гран-при ММКФ достается картине, в которой ну решительно невозможно было заподозрить победителя… На пресс-показе «Отбросы» британки Тиндж Кришнан мало кто высидел до конца, а вот председатель жюри, бразильский режиссер Эктор Бабенко назвал ленту «фильмом будущего». Еще труднее поверить в то, что судьи своим специальным призом наградили мексиканскую картину «Срок годности» – ведь именно после нее (а шла она предпоследней) нынешний конкурс окрестили в кулуарах «Кафе «Запределье» по аналогии с заведением в фильме Ренаты Литвиновой «Последняя сказка Риты».
Литвиновская «Сказка», кстати, так и осталась без призов. А внимание к ней было привлечено большое. Рената сама по себе – завораживающее существо, и интерес к ее новому опыту привел в зал такие толпы, что мест не хватило. И у фильма оказалось немало поклонников, хотя, конечно, фильмом в полном смысле слова эту фантазию не назовешь. Она проникнута каким-то горьким любованием смертью. «Мы все – будущие мертвые, – объясняла на пресс-конференции Литвинова. – Я не цепляюсь за эту жизнь…». В унисон с настроением Ренаты звучат в картине трагические мелодии ее подруги Земфиры, в одном эпизоде Литвинова даже поет песню знаменитым голосом певицы.
А утром в день закрытия вручили свои призы жюри российской критики и представители критики зарубежной (посланцы ФИПРЕССИ). Обе команды назвали лучшей в конкурсе итальянскую картину «Все копы – ублюдки» режиссера Стефано Соллимы, и именно этому фильму дружно прочили «Золотого Георгия», главный приз фестиваля. На фоне остального «Копы» – и правда лучшее. Крепко сбитый фильм с хорошими актерскими работами. Главное, в нем предпринята интересная попытка примирить общество с полицией. Герои – служащие «мобильного» отряда, что-то вроде нашего ОМОНа. Эффект фильма в элементарном «наезде», приближении фокуса к их повседневной жизни, полной бытовых неурядиц и личных драм. Их дразнят ублюдками, псами алчных чиновников, у них то и дело сдают нервы. Когда-то они пришли в это дело ведомые высокими чувствами, в надежде изменить мир к лучшему. Прекраснодушия с годами поубавилось, на теле появились шрамы, но в главном они с дороги не свернули.
Вообще-то «Копам» самое место в нашем прокате. Ну, в идеальном, желаемом нашем прокате. Очень много важных сближений. Например, тема мигрантов и того раздражения «коренного населения», что возникает по мере прибывания приезжих. В воскресенье полицейские сдерживают на стадионе толпы футбольных фанатов – и видно, что среди тех полно сограждан-бездельников. А в понедельник у копов «субботник» по очистке одного старинного скверика от албанцев и мусора, албанцами оставленного. У одного из полицейских вообще муниципальную квартиру заняли переселенцы из Туниса, и он ничего не может с этим поделать, хотя переезжать из старого дома давно пора. Другого после развода жена-кубинка выставила из его родной квартиры, которая теперь принадлежит ей и их смуглой дочке. У третьего сын прибился к группировке фашистов и готовится вместе со своими единомышленниками «резать черных»… Эпизоды сборищ итальянских неонацистов до странности похожи на соответствующие фрагменты скандального фильма Павла Бардина «Россия 88». Зреет нешуточное – цивилизационное – противостояние, и наличие в стране большого количества незанятых граждан с бутылками дешевого пива в руках не предвещает мирного сосуществования.
Во втором конкурсе ММКФ «Перспективы» победила также английская картина «Разрушители» режиссера Диктинны Худ. Но наиболее интересно смотрелся в программе другой фильм – стильный немецкий неонуар «Доктор Кетель», наследующий в своем визуальном решении многим немецким фильмам, в большей степени черно-белым кинопоэмам Вендерса. Участвовал в этом конкурсе и фильм Георгия Параджанова «Все ушли», снятый в копродукции России, Грузии и Чехии. Это очень трогательная попытка режиссера воссоздать мир своего детства – колоритный тбилисский квартал, в котором кто только не живет. Георгий – племянник великого Сергея Параджанова, и вкусу его детства присутствие дяди добавляло остроты. «У меня не было друзей, я практически не ходил в школу, – вспоминал Параджанов на пресс-конференции. – Меня интересовали только бриллианты, которые вечно водились у дяди. Как я не сошел с ума еще тогда, в детстве?..» В картине снялись Зураб Кипшидзе и Автандил Махарадзе – прекрасные грузинские актеры, по которым мы так соскучились. «Мне в этом фильме понравилась ненормальность! – заявил Махарадзе. – Я не люблю, когда у художника все в порядке». В фильме Параджанова, конечно, не все в порядке – он длинноват и моментами откровенно театрален, но все же он полон обаяния личного признания в любви. Городу своего детства и самому детству, самой прекрасной поре жизни.
Основные лауреаты 34-го Московского международного кинофестиваля:
Гран-при «Золотой Георгий» – «Отбросы» Тиндж Кришнан (Великобритания)
Специальный приз жюри «Серебряный Георгий» – «Срок годности» Кении Маркес (Мексика)
Приз за лучшую режиссуру – Андрей Прошкин, «Орда» (Россия)
Приз за лучшее исполнение мужской роли – Эдди Марсан, «Отбросы»
Приз за лучшее исполнение женской роли – Роза Хайруллина, «Орда»