Всё готово к открытию Московского кинофестиваля.
Фото Василисы Деюн
Сегодня вечером в шесть начнется проход гостей по красной дорожке, а на семь назначена церемония открытия 34-го Московского международного кинофестиваля в кинотеатре «Октябрь». Конкурсов на ММКФ с все больше, звезд все меньше. Одна за другой закрываются привычные площадки фестиваля: кинотеатр «Пушкинский» теперь не кинотеатр, осенью на капремонт встанет «Художественный». А смотр ползет вширь – программы множатся. Нужно фестивалю удобное обиталище. Но и лицо нужно заново обретать Московскому международному. Когда престиж его в мире кино стал сворачиваться, руководители запустили в оборот определение «рабочий фестиваль» – мол, мы не на красных дорожках сосредоточены, а на кино. Тут всегда есть что посмотреть, только конкурсы – самое уязвимое место ММКФ. А именно они делают фестиваль.
Количество известных имен в списке персон 34-го ММКФ весьма незначительно, и большинство этих персон представляют свои фильмы в неконкурсных программах – вот беда. Приедет Шарлотта Рэмплинг, сыгравшая в картине своего сына Барнаби Саускомба «Я, Анна» – картина будет показана в панораме «Гала-премьеры». В этой же программе – причудливое мокьюментари финна Тимо Вуоренсола «Железное небо» с Удо Киром в одной из ролей. Знаменитый «плохиш» европейского и американского кино прибудет в Москву в составе съемочной группы картины. Самой топовой персоной ММКФ пока видится Тим Бертон. В те же «Гала-премьеры» включен показ спродюсированной им ленты Тимура Бекмамбетова «Президент Линкольн: охотник на вампиров», но ясно, что фестиваль лишь удачно воспользовался началом проката фильма в России – Бертон едет в Москву в целях промоушена, а отнюдь не из интереса к российскому киносмотру №1. Гостями фестиваля станут кумиры киноманов – гонконгский волшебник Юньфань и мэтр венгерского кино Иштван Сабо (у первого – целая ретроспектива «Юньфань. Краски души», второй участвует в конкурсе с фильмом «Дверь»), но в нашей стране они, увы, уступают по популярности даже Тимуру Бекмамбетову…
Примечателен эпизод с вылетом из панорамы отечественного кино 34-го ММКФ фильма Бориса Хлебникова «Пока ночь не разлучит». Прямо во время пресс-конференции руководитель российских программ Ирина Павлова получила от продюсеров картины sms, в котором те уведомляли, что их фильм приглашен к участию в конкурсе Варшавского кинофестиваля и потому никак не может быть показан в неконкурсной подборке российских картин. К тому моменту уже ушел в печать каталог с информацией о фильме, было сверстано расписание (и «Ночь» в нем была картиной закрытия, то есть преподнесена была весьма удачно). Неделей раньше фильм Хлебникова участвовал в конкурсе «Кинотавра», то есть «право первой ночи» Варшавскому фестивалю уже в любом случае не грозило. Но, видимо, польские коллеги закапризничали, и российские продюсеры предпочли удовлетворить их необоснованный запрос. Варшавский фестиваль, мягко говоря, не самый значимый смотр в мире, и еще неясно, как прозвучит там специфическая комедия о новой русской жизни, а полный зал московского Дома кино в рамках ММКФ был бы «Ночи» обеспечен. Удивительно, что при таком низком внутреннем рейтинге в конкурсе Московского международного из года в год все же появляются российские фильмы. На сей раз, напомним, это историческая драма Андрея Прошкина «Орда» и печальная экзистенциальная фантазия Ренаты Литвиновой «Последняя сказка Риты». В качестве фильма открытия 34-го ММКФ сегодня вечером в киноцентре «Октябрь» покажут экранизацию нашумевшей повести Сергея Минаева «Духless», осуществленную Романом Прыгуновым с Данилой Козловским в роли образцового московского клерка-пижона.
При всем скепсисе в оценке положения ММКФ последних лет нельзя не поразиться выдержке и самоотверженности тех, кто все-таки собирает конкурсы и многочисленные параллельные программы. Отборщики и кураторы – настоящие подвижники, вынужденные делать свое дело в крайне сжатые сроки (каждый год фестиваль проходит через тендер, то есть команда не знает, доверено ли ей будет снова проводить ММКФ). 28 июня в резиденции посла Франции в России директору программ Московского международного кинофестиваля, культурологу Кириллу Разлогову будут вручены знаки отличия кавалера ордена «За заслуги в искусстве и литературе». Французская награда найдет героя в разгар самого, наверное, хлопотного из его многочисленных дел.
Параллельные программы 34-го ММКФ, достойные внимания
«Что вы знаете про эстонскую анимацию?» 12 кукольных и рисованных шедевров советского «Таллинфильма», начиная с 50-х, заканчивая поздними 70-ми.
«Немецкое кино. От десятилетия к десятилетию» Столетнюю историю немецкого кино разделили на десять отрезков, и каждый проиллюстрирован тем или иным фильмом. В выборе картин поучаствовали ведущие российские киноведы и критики.
«Золотой век Universal» Ретроспектива к столетию знаменитой голливудской студии. На ней был снят «Иисус Христос – суперзвезда» Нормана Джуисона и «Птицы» Альфреда Хичкока. Эти и еще девять фильмов можно пересмотреть в рамках юбилейной программы.