В честь столетия Пушкинского музея на канале «Культура» появится цикл документальных фильмов «Во времени и пространстве…». Участие в съемках принимали авторы Мария Николаева, Елена Литвинова; директор ГМИИ Ирина Александровна Антонова, ведущие специалисты музея; актеры Евгений Миронов, Чулпан Хаматова, Алла Демидова и другие. Увидеть фильмы можно будет уже с 4 июня.
В то время как музеи всего мира отправляют в Москву произведения из своих коллекций, чтобы поздравить Пушкинский музей с юбилеем, сам именинник готовится как следует показать себя. В Итальянском дворике прошла презентация четырех документальных фильмов, повествующих о самых нашумевших экспозициях прошлого века. Так, в «Свидании с шедевром» речь идет о настоящих «звездах», побывавших в стенах музея и принесших ему огромную популярность. Первой была «Джоконда» Леонардо да Винчи, приехавшая в Москву в 1974 году. Она собрала такую толпу, что администрацией было принято решение ввести ограничения по времени: ровно одну минуту можно было самозабвенно созерцать гениальное творение, проникаясь или пытаясь проникнуться его совершенством. Не меньшую славу в Москве снискали такие работы, как «Венера Урбинская» Тициана, «Искусство живописи» Вермеера, «Антея» Пармиджанино и портреты Рембрандта, причем для многих это было единственной возможностью увидеть эти картины.
Обмен столь ценными произведениями искусства требует глубокого доверия и хорошей репутации. И то и другое Пушкинский музей получил нелегко и не сразу. «Диалоги в пространстве музея», второй документальный фильм, показывает, насколько сложно было готовить некоторые выставки. Однако для России 1981 года вопрос доверия между музеями был далеко не единственным. Например, проблемы с открытием экспозиции «Москва – Париж» возникли по совсем иной причине. Доперестроечное время поставило табу на многие виды искусства, так что их можно было увидеть только в запасниках под грифом «Совершенно секретно». К примеру, директор Третьяковской галереи в ответ на предложение открыто поучаствовать в проекте «Москва – Париж», где впервые появились многие работы и русских, и французских художников, решительно заявил : «Только через мой труп».
Сейчас уже сложно воспринимать Пушкинский музей иначе как хранителя классического искусства, но такие выставки, как «Футурум» и «Москва-Берлин» дают понять, что это не всегда соответствовало истине. Если в 1990-е москвичи видели только разрешенное русское искусство и знали о великом французском/немецком, то Пушкинский музей давал возможность их сопоставить. Когда по соседству с Матиссом, Пикассо и Браком появились Малевич, Фальк и Кандинский, это шокировало людей. Запретное русское искусство увидело свет, и неожиданным открытием стало то, что во многом оно не уступает, а где-то и превосходит западное.
Третий документальный фильм - «Музыкант за мольбертом» - задает зрителю вопрос: чего стоит живопись тех, чьим жизненным призванием стало иное искусство? В 1989 году Пушкинский музей открыл уникальную экспозицию, где были выставлены картины Эйзенштейна, Вознесенского и Рихтера. Оценка их работ вызвала множество споров, не оставив никого равнодушным.
В киноцикле показана не только история музея за прошедший век. Фильм «Караваджо, Сальвадор Дали, Уильям Блейк… Диор» посвящен знаменитым событиям недавних дней. Выставки Пабло Пикассо, Сальвадора Дали, Коко Шанель или Кристиана Диора воспринимались москвичами как настоящее чудо - очереди к ГМИИ тянулись по улицам с раннего утра до позднего вечера. Казалось бы, такая популярность плохо сочетается со словами Ирины Антоновой о том, что фильмы направлены на привлечение внимания к музею. Возникает резонный вопрос: Куда же еще больше? Ответ кроется в том, что, к сожалению, столь бурный ажиотаж наблюдается далеко не всегда. В те дни, когда двери музея не украшает выразительная афиша с именем «приехавшей» звезды, попасть на традиционную экспозицию труда не представляет, да и людей внутри найдется не много. И в этом проблема. Публика, выстроившаяся в километровую очередь в день открытия выставки Сальвадора Дали, в большинстве своем пришла только потому, что кроме Дали они знают еще Пикассо и «того, кто рисует голых теток». Поверхностная заинтересованность людей в классическом искусстве и стала главной проблемой для Пушкинского музея, а документальные фильмы – одним из способов ее решения.