Барон, как всегда, на коне, в данном случае – на верблюде.
Кадр из фильма
Есть у нас один известный актер, который очень любит играть поэтов. Многих он уже переиграл, и уже циркулирует анекдот: в мире ином стихотворцы поджидают лицедея и готовят коллективную месть. А еще не сыгранные этим актером поэты трясутся в ожидании: кто следующий? Но тут хоть понятен ареал, а вот в сфере интересов британского возмутителя спокойствия Саши Барона Коэна может оказаться кто угодно. Казахский журналист Борат, гомосексуалист Бруно. Теперь вот владыка маленькой нефтеносной страны Аладдин.
Много уже сломано копий в спорах вокруг того, что делает Коэн. Кто-то принимает этот специфический, на грани фола юмор, кто-то чувствует себя оскорбленным. Когда вышел «Борат», казахстанцы, казалось, не могли ни о чем больше говорить – так глубоко были обижены и растерянны: неужто о нас думают в мире как о дикарях и умственно отсталых? Ситуация тогда грозила обернуться для создателей фильма нешуточным скандалом, но, пережив ее, Коэн со своего пути не сошел. Его аляповатые, до крайней степени карикатурности доведенные образы вызывают и смех, и оторопь – ну, здесь он хватанул через край и вообще, похоже, зрителя за дурака держит. Если же приглядеться, то разве не в традиции родного для Коэна британского юмора эти странные, недобрые шутки, самобытная фантазия, далекая от политкорректности, как луна от солнца?
Комедия про властителя маленькой, но гордой Вадии, генерал-адмирала Аладдина – история о перевоспитании восточного деспота в соответствии с нормами западного мира и одновременно о тщетности надежд на возможность такого перевоспитания. Перевертыш.
Живет себе генерал-адмирал Аладдин вольготно, в золоченом дворце посреди пустыни, с видом на гигантский памятник самому себе. Гарем, белые верблюды. Даже лаборатория по изготовке ядерного оружия – все как у людей. Изменников и неблагонадежных каждый день утаскивают под белы руки – казнить. Правда, как выяснится позже, коварный дядя диктатора никого из осужденных не казнил, и все они пробирались и оседали в столице мирового империализма. Он прибыл в столицу США на заседание ООН и стал жертвой заговора родного дядюшки. На заседание теперь отправится его двойник – марионетка в руках жестокого родственника, а сам Аладдин должен был погибнуть от рук наемного убийцы. Вырваться из лап киллера удалось, но вот борода утеряна, а кто поверит бритому верзиле в семейных трусах и вытянутой майке, что он – диктатор Аладдин?..
Самый черный сарказм обрушили авторы фильма на американскую спутницу Аладдина – стриженную под мальчика девицу, избравшую своим делом на этом свете протест. Да она сама устроит акцию протеста, только тронь на ее глазах араба, африканца или китайца. Эта женщина, которую поначалу Аладдин и за женщину-то не принял, обозвал «волосатым хоббитом», станет его супругой. Сначала поможет обездоленному арабу выжить в жестоком Нью-Йорке и даже показать им там, в ООН, арабскую кузькину мать. Потом будет щеголять в телеэфире Вадии в декольтированном платье, с непокрытой головой. Приучит мужа к йоге. Он, правда, будет прогуливать тренировки и отдавать за ее спиной привычные приказы казнить подданных, но называться теперь Вадия станет демократической республикой...
Мораль «Диктатора» не нова: весь мир – театр, и демократия зачастую лишь декорация в театрализованной борьбе «цивилизованных» стран за природные ресурсы стран «развивающихся». Первые делают вид, что борются за мир во всем мире, вторые – что исправляются на глазах. Пока эмансипированная супруга Аладдина открывает по всей Вадии центры доверия для женщин и выступает в ток-шоу для вадийских домохозяек, ее благоверный жалуется кому-то – так, походя, – что Усама как поселился в гостевом домике с тех самых пор, как убили его двойника, так и живет там, да еще бардак развел.
Фильмы про Аладдинов – с лампой и без:
«Аладдин» (полнометражный мультфильм) США, Walt Disney, 1992 Реж. Джон Маскер, Рон Клементс HHHHH
«Волшебная лампа Аладдина» СССР, к/ст. им. Горького, 1966 Реж. Борис Рыцарев HHHHH
«Диктатор» США, Paramount Pictures, 2012 Реж. Ларри Чарльз HHHHH