В кинотеатре «Фитиль» накануне Первомая три дня показывали кино про геев и лесбиянок – в рамках, как оказывается, уже традиционного кинофестиваля «Бок о Бок», посвященного как раз правам сексуальных меньшинств. Корреспондент «НГ» окунулся в незнакомую атмосферу и узнал, что актерам бывает сложнее общаться в кадре с коровами, чем с представителями своего же пола.
Возле входа в кинотеатр «Фитиль» перед открытием фестиваля собралась разношерстная публика: студенты, бизнесмены, художники, журналисты, а так же масса людей, профессию которых сразу угадать было непросто. Сказать с уверенностью, кто из них являлся геем или лесбиянкой (а кто – нет) можно было далеко не сразу. Однако, были и те, кто вызывал вопросы совсем другого рода. Друг напротив друга стояли две группы: полиция и хоругвеносцы. Первых, как выяснилось позже, предусмотрительно вызвали организаторы самого фестиваля, что касается вторых, судя по их словам, ответственность за этот визит, возлагалась на господина Березовского: «мы пришли по заказу Березовского!», «Долой извращенцев!». Ни узнать насколько это соответствует истине, ни посмотреть на выяснение отношений между хоругвеносцами и гомосексуалистами не удалось, так как усиливающийся дождь и присутствие полицейских остудило пыл обеих сторон.
Обстановка на открытии больше напоминала светский раут. Мужчины в строгих костюмах, женщины в вечерних платьях, приветственные речи, поддержка представителей посольств Великобритании и Нидерландов, а так же бесконечное количество шампанского создавали торжественную атмосферу чего-то грандиозного. То и дело можно было заметить обнимающиеся парочки мужчин и женщин, но все как-то робко, в рамках приличий. Чувствовалось, что все еще немного напряжены и до конца не уверены в том, что в любой момент вечер не будет испорчен «вражеским» набегом.
Шведский фильм, который приготовили для открытия кинофестиваля, назывался «Патрик 1,5 года». Людей пришло так много, что всем мест не хватило. Те, кто не успели заранее купить билет, сидели на полу по всему залу, вынужденно прижимаясь друг к другу и вытягивая головы. В самом начале на экране появляются целующиеся мужчины. Легкий дискомфорт, вызванный этим кадром, по словам приехавшей в Москву режиссера Эллы Лемхаген, нужен был: чтобы зритель, «почувствовав его в начале, избавился от дискомфорта к финалу». Благодаря юмору и романтике, пронизывающим этот легкий фильм, отторжение действительно исчезает и в какой-то момент гомосексуальная пара начинает восприниматься совершенно естественно, вызывая даже сопереживание.
Второй день кинофестиваля был представлен показом двух документальных фильмов: «Швейцарская Бунтарка» режиссера Кароль Бонштайна и «Я снял кино о своей любви» израильского режиссера Томера Хейманна. Сразу же после показа началось обсуждение второго фильма. Для этого организаторы связались с режиссером по скайпу. Связь то и дело обрывалась, а слышимость не всегда была хорошая, но то, с каким энтузиазмом зрители общались с режиссером, задавая вопросы, вызывало скорее общее чувство симпатии, нежели раздражения. Не ясно лишь чего в фильме было больше - гомосексуализма или еврейской мамы Томера? Время от времени возникало впечатление, что фильм посвящен скорее ей и еврейским традициям, чем любовным отношениям режиссера с Андреасом.
На третий день фестиваль поменял свою дислокацию, переместившись в клуб «Билингва». Пришедшие на показ гости, обнаружили у входа одинокого пикетчика с плакатом «Многовековая Россия не приемлет больных извращений!». Когда активист радужной ассоциации Алена Королева спросила, что он понимает под «больными извращениями», последовал решительный ответ: «Гомофобия – вот страшное извращение!», который привел всех в замешательство и восторг, став основной шуткой этого дня. В этот день были показаны сборник короткометражных фильмов «Квир-зонтик» и документальный фильм "Здравствуйте, имя мое - лесбиянка". Их просмотр плавно перешел в обсуждение поведения гей-сообщества в повседневной жизни. Те, кто участвовал в дискуссии, разделились на две группы, выступая за и против открытой демонстрации отношений в обществе. Так, например, приехавшие режиссеры фильма «Здравствуйте, имя мое – лесбиянка» Ибен Хаар Андерсен и Минна Гросс, требовали открытого поведения, которое в Дании считается нормой. Были, однако, и те, кто справедливо утверждал, что у нас Россия, а не Дания, и за подобную «открытость» скорее можно получить побои, чем признание и понимание общества.
Присутствующий на показе актер, сыгравший роль фермера в драме «Урожай», Лукас Штельтнер, высокий и симпатичный, разочаровал нетрадиционную часть посетителей заявлением о своей гетеросексуальной ориентации. На лицах многих мужчин появилось печальное выражение. Впрочем, этот комичный и одновременно трагичный момент, был тут же разбавлен смешной ситуацией, когда Лукасу задали вопрос «что ты почувствовал, поцеловавшись с мужчиной?». Некоторое время помолчав, актер ответил, что для него как профессионала этот поцелуй был ничто, по сравнению с необходимостью найти общий язык с 70 коровами на ферме. Так, по своей значимости гомосексуализм в глазах Лукаса был побежден стадом коров.
Накануне Первомая кинофестиваль «Бок о Бок» торжественно был закрыт. Для организаторов и гей-сообщества он стал одним из успешных этапов в борьбе за свои права, для любителей кино возможностью посмотреть фильмы и пообщаться с иностранными актерами и режиссерами, для православных организаций поводом высказать свое неодобрение. Кажется, все получили то, что хотели.