Фото Reuters
Только вчера для кинематографистов США закончился некалендарный 2011 год. В Лос-Анджелесе, в знаменитом кинотеатре «Кодак», вручили премии «Оскар». Оправдались самые смелые надежды поклонников франко-американского фильма «Артист»: он признан лучшим в ушедшем году.
Призами также отмечены постановщик «Артиста» Мишель Хазанавичус, исполнитель главной роли Жан Дюжарден, композитор Людовик Бурсе и художник по костюмам Марк Бриджес. Теперь точно не будет большим преувеличением назвать успех «Артиста» феноменом. К моменту вручения наград Американской киноакадемии эта лента, снятая на скромный (по меркам мирового кинопроизводства) бюджет в 15 млн. долл., заработала в прокате 76 млн. В последние дни приходилось слышать рассказы нескольких москвичей, которым не хватило билетов на вечерние сеансы «Артиста»! И вот под обаяние черно-белой немой мелодрамы подпали профи американского кино. Пять «Оскаров», из которых три основных, – это вам не шутки. Счастливые французы очень волновались, оказавшись на сцене, перед залом, в котором сплошь звезды. Мишель Хазанавичус, естественно, забыл заготовленную речь и благодарил жену, красавицу Беренис Бежо – она сыграла в «Артисте» вертлявую Пеппи Миллер с мушкой на щечке, а в жизни показалась довольно степенной дамой. Баловень фортуны, 39-летний Жан Дюжарден извлек из недр смокинга бумажку со списком «Не забыть поблагодарить», но так расчувствовался, что просто крикнул «Мерси боку!» Когда за главным «Оскаром» вышла вся команда «Артиста», исполнитель роли блестящего Джорджа Валентайна смущенно держался сзади и, казалось, был рад возможности заняться терьером Угги, своим экранным партнером. Кстати, пес давно привык к почестям (на Каннском кинофестивале он получил спецприз Palm Dog).
Француз Дюжарден увел победу из-под носа у суперзвезд Брэда Питта и Джорджа Клуни. Последний был номинирован за роль в картине Александра Пейна «Потомки» – серьезной и добротной драме по роману гавайской писательницы Кауи Харт Хеммингз. Фильму достался «Оскар» за адаптированный сценарий – и вручала его (равно как и следующий, за оригинальный сценарий, – он достался Вуди Аллену с фильмом «Полночь в Париже») Анджелина Джоли, во всем блеске своей красоты, в платье с рискованным разрезом. На «Оскаре» максимально затушеваны границы между «главными» и «второстепенными» номинациями, и даже в подборе «вручантов» проявляется трогательное внимание ко всем членам пестрой кинематографической семьи. А когда вспоминают ушедших в истекшем году коллег, в печальном списке соседствуют имена мегазвезд и инженеров, великих режиссеров и агентов по кастингу. Нам далеко до такого демократизма и духа цехового единства.
На нынешнем «Оскаре» Гвинет Пэлтроу и Роберт Дауни-младший разыграли целый спектакль перед тем, как вручить приз в разряде «Лучший документальный фильм» – им стала картина «Непобежденные», история неудачливой футбольной команды. Тут американский вкус возобладал над ожиданиями продвинутых кинематографистов мира, по которым победить в этой номинации должна была новаторская 3D-картина Вима Вендерса «Пина». И по части пристрастий в области анимации возобладал стандарт – «Оскаром» отмечен мультфильм о страшненьком хамелеоне Ранго, хотя можно было поощрить создателей более-менее авторской картины «для взрослых» «Чико и Рита» Хавьера Марискаля и Фернандо Труэбу.
За роль Маргарет Тэтчер в фильме «Железная леди» получила свой третий «Оскар» Мерил Стрип. «Я прямо так и слышу, как в этот момент пол-Америки тянет: ну-у, опять она┘» – пошутила эта великая актриса и умница, но в ответ зал встал и долго аплодировал своей любимице. Картина Филлиды Ллойд, в которой она снялась, не великое кино, но Мерил Стрип своим участием способна даже ординарному произведению придать вес. Ее выход стал одной из немногочисленных ярких минут 84-й церемонии вручения «Оскаров». Она была ровной, но скучноватой. Впрочем, к чему ворчать? Ведь киноакадемики США в большинстве примкнули к поклонникам «Артиста» – за это можно им простить чопорность и не очень смешные шутки.