0
1487
Газета Кино Интернет-версия

16.02.2012 00:00:00

Держись, "Барбара"!

Тэги: берлин, кинофестиваль


берлин, кинофестиваль Юппер – на красной берлинской дорожке.
Фото Reuters

Берлинале прошел уже треть дистанции, но походку фестиваля со всеми признаками кинофорума большого жанра гонкой никак не назовешь. Гонка – это состояние, это ажиотаж, каковой рождается спонтанно, если на экраны выплескиваются один за другим фильмы-шедевры, фильмы-открытия, фильмы-скандалы, наконец. Пока такого не наблюдается, все идет размеренно – козыри, как обычно и бывает в умной игре, никто не выкладывает сразу. Их придерживают и вбрасывают в тот момент, когда пресса начинает проявлять нетерпение. Это заметно по рейтингу, публикуемому ежедневно в журнале Screen. Высший балл продолжает держать «Барбара» Кристиана Петцольда! И это несмотря на то что прошла ожидаемая «Пленная» сверхновой филиппинской звезды Брилланте Мендозы с самой Изабель Юппер в заглавной роли.

Французская дива – из редких актрис вне амплуа, которые одинаково хороши в костюмных ролях инфернальных красавиц и в растянутых кофтах серых воробушков, незаметных в уличной толпе. В «Пленной» Юппер играет именно такую тетеньку – социального работника в паре с коллегой, пожилой филиппинкой. Вместе с попутчиками – христианскими миссионерами обе дамы оказываются заложницами мусульманской экстремистской группы. Бандиты пытаются заработать на своих пленниках, заставляют их звонить в семьи, в банки и в администрации своих стран, дабы заручиться гарантией выкупа. Пока суд да дело, экстремистов атакуют с неба и на суше, но и пленникам достается по полной. Люди погибают, мужчин пускают в расход, а весь лагерь – палачи и их жертвы – продолжает хаотично двигаться в джунглях, теряя ориентацию во времени и пространстве. Двухчасовой фильм изматывает зрителя разве чуть менее, чем своих героев. Зритель подвешен в неизвестности, как и канувшие в Лету пленники, потерявшие надежду на избавление. Блуждания героев продолжаются более года, до них доходит весть о трагической гибели башен-близнецов в Нью-Йорке.

Режиссерский замысел очевиден: снять фильм-параболу, фильм-метафору о человечестве ХХI века, вынужденном жить под оптическим прицелом какого-нибудь безумца. Увы, идею стилизовать фильм под документ, снимать его едва ли не в режиме реального времени подсекла слабо структурированная драматургия. Критик многое стерпит ради идеи, а вот публика – та отреагировала сразу потерей интереса.

Была еще премьера, которую я бы назвала шоковой: Алексей Мизгирёв показал свою новую работу «Конвой». Будь она в официальном конкурсе, показ кардинально перетасовал бы весь рейтинг. Что до меня, то «Конвой» сбил меня с ног примерно так же, как два отморозка вбили в снег армейского капитана, нарезающего метры по периметру спортплощадки. Режиссер, помнится, определил свою картину как «мужскую». Словом, «фильм мужского действия». Есть такой жанр, не в родных пенатах рожденный, но ставший весьма популярным в последнее двадцатилетие.

В картине и в самом деле этого самого «мужского действия» выше крыши. Да не в том дело, не в том смысл. На первый план вылезает одно обстоятельство: все герои этой драмы – нестарые, а то и совсем молодые мужчины – люди насквозь больные. Больные ментально. Больные, если хотите, мировоззренчески. Вот завязь, из которой растет и ветвится сюжет – про то, как капитан конвоирует в часть дезертира, с кем сталкивает его маршрут. Работают события, остающиеся за кадром: смерть капитанской дочки, навсегда засевшая в нем чувством неизбывной и неоплатной вины.

Второе место в рейтинге прессы держит семейная драма «Сестра» Урсулы Мейер, заставившая вспомнить сигаревского «Волчка». Матери, лишенные материнского инстинкта, – эта катастрофа не у нас в России прописана. Все цивилизованное человечество в тупике, не знает, как интерпретировать этот антропологический выверт.

В пресную вегетарианскую тарелку конкурсной программы российско-американский «Автомобиль Джейн Менсфильд» в постановке Билли Боба Торнтона (он же звезда фильма в паре с Робертом Дюваллом) кинул щедрую горсть пряной самоиронии на грани фарса. Смешно, стильно, остроумно. Более того – российско-американская продукция, первый американский опыт компании Александра Роднянского рефлексирует актуальные для современной Америки политические аспекты, связанные с милитаристскими амбициями Белого дома. Современность, будто в зеркало, смотрится в прошлое: действие фильма локализовано в штате Алабама в 1969 году – то было время поствьетнамского синдрома и Вудстока. Вполне себе буржуазное семейство во главе с ура-патриотически настроенным патриархом (Роберт Дювалл) – фрики, чудаки, дивианты, а то и просто придурки. Но есть среди них и борцы за мир, манифестанты и хиппи, проповедники любви и рока. Словом, семья на американском юге – проекция проблем большой Америки.

...Оторвалась от текста, чтобы взглянуть хоть одним глазком на «Цветы войны» Чжана Имоу, крестника и любимца Берлинале. Говорят, его картина о нанкийской резне, страшной странице китайской истории, чудом не попала в шорт-лист оскаровских номинантов. И слава богу – надо же и честь знать. На таком драматическом сюжете сделать фильм в жанре «оперетки на крови», разумеется, с компьютерными и только с компьютерными эффектами – уж точно перебор.

...И все-таки интрига с «Барбарой» продолжается. Очень любопытно, что выдаст нам завтрашний рейтинг? После того как будут показаны две конкурсные картины, на которые явно ставит фестиваль?

Берлин


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1759
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1103
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
801
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
1084

Другие новости