«Холодный ангел» с платиновыми волосами советского кино.
Фото РИА Новости
Она родилась 11 февраля 1902 года. При жизни актрисы ее юбилеи замалчивались. Звезда не желала стареть.
Любовь Орлова, кстати, начала сниматься в кино не рано, а известность получила и вовсе в 32 года, после выхода фильма «Веселые ребята». До этого были уже две кинороли, но по-настоящему ее открыл для молодого экранного искусства будущий муж Григорий Александров. Их творческий и семейный тандем долгие годы считался образцовым. Супруги были баловнями советской системы и ее посланцами – в 30-е годы выезжали, например, в США, вникали в особенности голливудского производства. Даром эти уроки не прошли.
В музыкальных фильмах Александрова историки кино давно видят прямые параллели с американскими мюзиклами той поры. А если посмотреть на биографию Орловой из наших дней, то увидишь: и метод сотворения звезды применен явно заокеанский. Просто тогда он счастливо совпал с советской мечтой: кто был ничем, тот станет всем. Орловские ткачихи, селянки и письмоносицы взбирались по жизненной лестнице подобно многим голливудским Золушкам.
Сама Любовь Петровна была упорна на пути к славе. Судя по воспоминаниям, человеком она была усидчивым. Задумала в детстве стать артисткой – и с того момента работала на результат не покладая рук. «В доме Шаляпиных по случаю какого-то праздника ставили детскую оперетту «Грибной переполох», – читаем в интервью актрисы, опубликованном в книге Григория Александрова «Эпоха и кино», – мне выпало играть роль Редьки. Я, разумеется, не помню, как изобразила этот овощ, помню лишь, что Шаляпин поднял меня и расцеловал, впрочем, как и всех маленьких участников спектакля. Он сказал, что из меня выйдет артистка».
До «Веселых ребят», в которых наконец нашлось применение комплексу ее артистических умений, Орлова поучилась в консерватории и хореографической школе, поработала тапершей в московских кинотеатрах и хористкой в Музыкальном театре под руководством Немировича-Данченко. Шла жизнь на вторых ролях.
Многие специалисты сходятся во мнении, что Орлова не была выдающейся драматической актрисой – об этом говорят ее поздние роли в кино и театре – те, где не пришлось петь, танцевать. Феномен ее успеха в хитах советского проката – «Цирке», «Волге-Волге», «Весне» – в совпадении ее специфических возможностей и потребностей кино такого жанра. «Трудно было примениться к особенностям работы в кино, – опять читаем в ее интервью. – Трудно сохранять совершенную свободу и непосредственность жеста, движения, всего поведения, не забывая в то же время о фокусе киноаппарата, об освещении, границах кадра. Создать в себе это чувство за время работы над первой ролью мне не удалось. Но я дала себе слово, что преодолею сложности актерской работы в кино и овладею ими».
Вот решающий фактор в наборе всего того, что выдвинуло Орлову на первый план, – воля к овладению все новыми и новыми умениями, умение аналитически постичь, что нужно режиссеру и зрителю. Ну и внешность, типаж – вписалась актриса с благородными чертами (она ведь из тех самых родовитых Орловых) и статью в эпоху, когда каждая уважающая себя кинематография должна была иметь своего «холодного ангела» с платиновыми волосами.
Вообще же никто и никогда еще не вывел формулы звезды. Можно предусмотреть при раскрутке персоны все, а зритель не примет, не запомнит. Орлову приняли и помнят до сих пор, благо кино хранит образы давно ушедших. Редкая неделя обходится без телепоказа фильма с ее участием, над секретом ее успеха до сих пор размышляют киноведы и обыватели. Она звезда, и все тут.