Одна из тем – события 1942 года.
Фото с официального сайта фестиваля
Когда знакомишься с программой фестиваля, проходящего ежегодно в Госфильмофонде России, не отпускает чувство: это больше, чем просто встреча профессионалов. Сверхзадача фестиваля скорее всего состоит в том, чтобы определить место современного кино в истории киноискусства, увидеть себя на карте истории, как бывает отмечено на городских планах: «вы находитесь в этой точке».
Программа «Архив. Находки», наверное, точнее всего определяет характер и пафос этого мероприятия. Она всегда небольшая – настоящих находок не может быть много. На этот раз были показаны съемки 1907–1920 годов, сделанные ассистентом Мариуса Петипа, одним из ведущих характерных танцовщиков своего времени, прекрасным хореографом и педагогом Александром Ширяевым. Он написал первый и единственный в мире учебник характерного танца (недавно вышло его переиздание в Краснодарском издательстве).
Пленки были впервые показаны в России, до этого они демонстрировались в 1998 году на фестивале немого кино в Порденоне (Италия). Архивная находка – это всегда детективная история.
Так киновед, историк балета Виктор Бочаров еще в 1988 году задался целью собрать материал для монографии – все киноматериалы, касающиеся русского балета. В 1995-м в Историческом архиве Санкт-Петербурга, читая личные дела артистов императорской сцены, Бочаров находит записку Александра Ширяева в Дирекцию императорских театров с просьбой приобрести кинокамеру, чтобы снимать выдающиеся спектакли. В просьбе ему было отказано. Но Ширяев, будучи, по всеобщему мнению, человеком упертым, купил камеру на свои деньги и начал работу. Дальнейшая судьба снятых им пленок терялась┘
Исследователь начал поиски родственников Ширяева. Нашел внучатую племянницу, которая сообщила, что пленки находились в служебной квартире танцовщика в здании хореографического училища на улице Росси. Ширяев умер за два месяца до войны, после которой их, видимо, передали в музей. Но в какой? В театральном музее никаких следов не оказалось. Через год Бочарову позвонил знакомый фотограф и сообщил: пленки Ширяева найдены. В старую питерскую квартиру въезжали новоселы. Новая жилица, приятельница фотографа, позвонила ему и сказала: «Тут лежат какие-то пленки, если ты их не заберешь – я выброшу». Это оказались бесценные ширяевские материалы. Владимир Бочаров взял их и до сих пор занимается реставрацией: в Красногорске, Лондоне, Мюнхене┘
Александр Ширяев снимал не только балет. Самыми интересными находками оказались бытовые зарисовки, кусочки жизни – дачные забавы, прием гостей, катание на льду в городском парке. Съемки уникальны: от той эпохи осталась в основном либо официальная хроника, либо постановочные эпизоды. Ширяев же снимал повседневность и досуг своей семьи, а ведь именно это незаметное течение жизни чаще всего ускользает от глаз историков и потомков. Редкий пример того, как удалось спасти от забвения кусочек утраченного времени.
Исторические события стали центральными темами программы. Кино, как известно, беспристрастным быть не может. Однако в столкновении нескольких кинематографических точек зрения всегда рождается удивительное чувство, что ты воочию наблюдаешь ход истории. «Белые столбы» каждый год заставляют нас оглянуться на ключевые моменты в судьбах России и мира. Программа фестиваля на этот раз включала в себя рубрики «Арабский мир. Задолго до взрыва», «1937 год. Трагическая веха в советской истории», «Вторая мировая и Великая Отечественная. 1942-й». Архивное кино – бесценный материал не только для киноведов, но и для всех, кому интересно сопоставить разные картины мира. В рубрике «Конфронтация» – идеологическое столкновение между Александром Птушко («Сампо», СССР–Финляндия, 1958 год) и Френсисом Фордом Копполой, работавшим над американской версией этого фильма («День, когда земля замерзла», 1963 год). Так, в советско-финском варианте герой не мог справиться с бедой в одиночку и шел просить помощи у других. В американском он становился супергероем и действовал самостоятельно. Такие различия порой говорят о национальной мифологии больше, чем целые тома.
Отдельная программа была посвящена 100-летию грузинского кино. Ее завершил сделанный 13 лет тому назад российско-грузинский анимационный фильм «Свободу Пушкину!», приуроченный к 200-летию поэта. «Веселое имя» Пушкина нередко толкает талантливых людей на озорство в искусстве. Мультфильм по произведениям Андрея Битова и Резо Габриадзе отличается не только изяществом и чувством юмора, но и наполняется сегодня какой-то новой актуальностью. Как и слова Андрея Битова: «Пушкин – главный учитель свободы, профессор свободы». Стремительно меняющееся время придает неожиданные оттенки даже недавно созданным вещам.