0
2254
Газета Кино Интернет-версия

06.02.2012 00:00:00

Место на карте

Тэги: кинофестиваль, архивное кино


кинофестиваль, архивное кино Одна из тем – события 1942 года.
Фото с официального сайта фестиваля

Когда знакомишься с программой фестиваля, проходящего ежегодно в Госфильмофонде России, не отпускает чувство: это больше, чем просто встреча профессионалов. Сверхзадача фестиваля скорее всего состоит в том, чтобы определить место современного кино в истории киноискусства, увидеть себя на карте истории, как бывает отмечено на городских планах: «вы находитесь в этой точке».

Программа «Архив. Находки», наверное, точнее всего определяет характер и пафос этого мероприятия. Она всегда небольшая – настоящих находок не может быть много. На этот раз были показаны съемки 1907–1920 годов, сделанные ассистентом Мариуса Петипа, одним из ведущих характерных танцовщиков своего времени, прекрасным хореографом и педагогом Александром Ширяевым. Он написал первый и единственный в мире учебник характерного танца (недавно вышло его переиздание в Краснодарском издательстве).

Пленки были впервые показаны в России, до этого они демонстрировались в 1998 году на фестивале немого кино в Порденоне (Италия). Архивная находка – это всегда детективная история.

Так киновед, историк балета Виктор Бочаров еще в 1988 году задался целью собрать материал для монографии – все киноматериалы, касающиеся русского балета. В 1995-м в Историческом архиве Санкт-Петербурга, читая личные дела артистов императорской сцены, Бочаров находит записку Александра Ширяева в Дирекцию императорских театров с просьбой приобрести кинокамеру, чтобы снимать выдающиеся спектакли. В просьбе ему было отказано. Но Ширяев, будучи, по всеобщему мнению, человеком упертым, купил камеру на свои деньги и начал работу. Дальнейшая судьба снятых им пленок терялась┘

Исследователь начал поиски родственников Ширяева. Нашел внучатую племянницу, которая сообщила, что пленки находились в служебной квартире танцовщика в здании хореографического училища на улице Росси. Ширяев умер за два месяца до войны, после которой их, видимо, передали в музей. Но в какой? В театральном музее никаких следов не оказалось. Через год Бочарову позвонил знакомый фотограф и сообщил: пленки Ширяева найдены. В старую питерскую квартиру въезжали новоселы. Новая жилица, приятельница фотографа, позвонила ему и сказала: «Тут лежат какие-то пленки, если ты их не заберешь – я выброшу». Это оказались бесценные ширяевские материалы. Владимир Бочаров взял их и до сих пор занимается реставрацией: в Красногорске, Лондоне, Мюнхене┘

Александр Ширяев снимал не только балет. Самыми интересными находками оказались бытовые зарисовки, кусочки жизни – дачные забавы, прием гостей, катание на льду в городском парке. Съемки уникальны: от той эпохи осталась в основном либо официальная хроника, либо постановочные эпизоды. Ширяев же снимал повседневность и досуг своей семьи, а ведь именно это незаметное течение жизни чаще всего ускользает от глаз историков и потомков. Редкий пример того, как удалось спасти от забвения кусочек утраченного времени.

Исторические события стали центральными темами программы. Кино, как известно, беспристрастным быть не может. Однако в столкновении нескольких кинематографических точек зрения всегда рождается удивительное чувство, что ты воочию наблюдаешь ход истории. «Белые столбы» каждый год заставляют нас оглянуться на ключевые моменты в судьбах России и мира. Программа фестиваля на этот раз включала в себя рубрики «Арабский мир. Задолго до взрыва», «1937 год. Трагическая веха в советской истории», «Вторая мировая и Великая Отечественная. 1942-й». Архивное кино – бесценный материал не только для киноведов, но и для всех, кому интересно сопоставить разные картины мира. В рубрике «Конфронтация» – идеологическое столкновение между Александром Птушко («Сампо», СССР–Финляндия, 1958 год) и Френсисом Фордом Копполой, работавшим над американской версией этого фильма («День, когда земля замерзла», 1963 год). Так, в советско-финском варианте герой не мог справиться с бедой в одиночку и шел просить помощи у других. В американском он становился супергероем и действовал самостоятельно. Такие различия порой говорят о национальной мифологии больше, чем целые тома.

Отдельная программа была посвящена 100-летию грузинского кино. Ее завершил сделанный 13 лет тому назад российско-грузинский анимационный фильм «Свободу Пушкину!», приуроченный к 200-летию поэта. «Веселое имя» Пушкина нередко толкает талантливых людей на озорство в искусстве. Мультфильм по произведениям Андрея Битова и Резо Габриадзе отличается не только изяществом и чувством юмора, но и наполняется сегодня какой-то новой актуальностью. Как и слова Андрея Битова: «Пушкин – главный учитель свободы, профессор свободы». Стремительно меняющееся время придает неожиданные оттенки даже недавно созданным вещам.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Суверенитет не предполагает тотального импортозамещения

Суверенитет не предполагает тотального импортозамещения

Анастасия Башкатова

Денис Мантуров провел диалог с общественностью по поводу технологического лидерства

0
937
Региональные власти начали соревнование за повышение рождаемости

Региональные власти начали соревнование за повышение рождаемости

Ольга Соловьева

0
893
Леса восстановили после вырубок, но это не точно

Леса восстановили после вырубок, но это не точно

Михаил Сергеев

Актуальная информация у чиновников есть только о 17% зеленого богатства страны

0
750
Фетву о многоженстве отозвали с оговорками

Фетву о многоженстве отозвали с оговорками

Милена Фаустова

В Госдуме предложили считать полигамию пропагандой нетрадиционных семейных отношений

0
850

Другие новости