Закончился январь, и мы, с небольшим опозданием, подводим его итоги. Напомним, что по 10-балльной системе оцениваются: сценарий, режиссура, актерская работа и «внешний вид», то есть картинка. Также основные эмоции, возникшие при просмотре фильма. Кроме того, мы оцениваем фильм и с точки зрения наличия либо отсутствия политической конъюнктуры. Последний аккорд – формулировка, которую мы готовы предложить для гипотетической краткой энциклопедии кино.
1. «Шапито-шоу», Сергей Лобан
Сценарий – 10
Режиссура – 10
Актерская игра – 9
Картинка – 9
Эмоции: ностальгия, узнавание собственных воспоминаний о позднесоветском детстве и отрочестве.
Конъюнктурность: высокая.
Кратко: грандиозная по замыслу и воплощению конструкция, которая будет особенно дорога зрителям от 30 до 40. Она состоит из четырех частей, и каждая посвящена тому, как люди проявляются в трудных ситуациях. Между частями – зонги, исполняемые героями на сцене фантастического шапито. По количеству собранных звезд неформальной тусовки фильм не знает себе равных.
38 очков
2. «Потомки», Александр Пэйн
Сценарий (по одноименному роману Кауи Харт Хеммингс) – 9
Режиссура – 9
Актерская игра – 10
Картинка – 8
Эмоции: переживания героя Джорджа Клуни, ощутившего вдруг одиночество в кругу большой семьи, трогают.
Конъюнктурность: высокая.
Кратко: в каком-то смысле «Потомки» американца Пэйна – парафраз фильма Валерия Тодоровского «Любовник», только шире. Помимо сюжета об открывшейся измене жены тут есть более глобальные мотивы распада семьи как института, есть и пример выхода одного семейства из кризиса.
36 очков
3. «Нокаут», Стивен Содерберг
Сценарий – 7
Режиссура – 9
Актерская игра – 8
Картинка – 9
Эмоции: ироничное восхищение: находят же люди деньги, время и вдохновение на создание такой изящной пустышки!
Конъюнктурность: высокая.
Кратко: мастерство героини Джины Карано вести бой в любых обстоятельствах, интерьерах и географических широтах настолько завораживает глаз, что становится неважно, куда она бежит, от кого или за кем┘ Главное – как! Вышедшая из рядов морпехов барышня стала спецагентом, причем со временем – спецагентом-одиночкой. На нее охотятся крутые мужчины в обличье звезд Голливуда (Майкл Дуглас, Антонио Бандерас, Юэн Макгрегор, Майкл Фассбендер), но ей все нипочем. «Нокаут» – мастерски сделанное кино, которое смотришь с удовольствием и забываешь на следующий день.
33 очка
4. «Опасный метод», Дэвид Кроненберг
Сценарий (по пьесе Кристофера Хэмптона «Лечение словом») – 5
Режиссура – 4
Актерская игра – 4
Картинка – 7
Эмоции: по ходу фильма становится то противно, то смешно (хотя авторы делали отнюдь не комедию!). Раздражают неумеренные кривлянья Киры Найтли в роли психически нездоровой Сабины Шпильрейн.
Конъюнктурность: средняя.
Кратко: «Опасный метод» – неудача исследователя глубин человеческой психики Кроненберга. Фильм балансирует между любовной мелодрамой и анекдотом из области частной жизни отцов-основателей психоанализа. Фрейд предстает в нем закомплексованным и завистливым стариканом, уверенным в том, что «евреи не должны доверять арийцам», а Юнг – слабым буржуа, которому стыдно за свои инстинкты.
20 очков
5. «Камень», Вячеслав Каминский
Сценарий – 3
Режиссура – 3
Актерская игра – 3
Картинка – 5
Эмоции: вопросы к авторам сценария (логики в этой истории мало) и жалость к неплохим актерам – это же надо умудриться заставить их играть так неважно.
Конъюнктурность: средняя.
Кратко: «Камень» – пример того, как большие амбиции создателей и продюсеров основаны исключительно на самих амбициях. Небезынтересен драматический опыт шоумена Сергея Светлакова, но в целом первый фильм Каминского грешит многими издержками дебюта и сколько-нибудь отчетливой особенности, стиля в начинающем режиссере не открывает.
14 очков