Орлы! или Победители со своими «Орлами»...
Фото РИА Новости
В пятницу вечером на «Мосфильм» съехались члены Национальной академии кинематографических искусств и наук, а также номинанты на премию «Золотой орел».
В отличие от прошлых лет, постановщики «Орла» теперь дольше двух с половиной часов народ не томят, но изящества и тепла в церемонии как не было, так и нет. Проходит она все 10 лет в огромном Первом павильоне «Мосфильма» – трудно в таком пространстве создать атмосферу непринужденного праздника. Конферанс сведен к минимуму, и никто не пытается расшевелить вяло реагирующую публику. Всплески реакции, как правило, связаны с выдачей премий за вклад – публика стоя приветствует очередного мэтра. На этот раз почетного «Орла» получил Валентин Гафт.
Отличительная черта «Золотого орла» – внимание к телевизионному кино. Ему отведено четыре номинации. В трех из них победил многосерийный фильм Владимира Хотиненко «Достоевский», сделанный силами канала «Россия». Он был признан лучшим в своем жанре, а Валентина Талызина и Евгений Миронов получили по «Орлу» за актерскую работу. В номинации «Лучший сериал» первым оказался «Побег» Андрея Малюкова, демонстрировавшийся на Первом канале.
Списки фильмов, соревнующихся за «Орла» в категории документального кино, всегда вызывают недоумение: в них не оказывается работ с передовой этого ищущего, полемичного вида кино, зато встречаются фильмы, о которых никто особо не слышал. На этот раз мэтра Сергея Мирошниченко с фильмом «Река жизни» и обладателя национальной премии «Лавр» за фильм «Книга тундры» Алексея Вахрушева обошла Галина Евтушенко с картиной «Михаил Ульянов о времени и о себе». Вручавшая премию Юлия Рутберг призналась, открывая конверт, что фильмов не видела, но заранее благодарна автору картины об Ульянове от лица вахтанговцев. Иногда кажется, что в таком роде рассуждают и академики.
В рамках основного блока – игровых картин – награды распределились не самым справедливым образом. Исключая главные позиции, которые по праву заняла команда фильма «Елена»: лучшие фильм, режиссура и операторская работа. То, что в этом ряду не оказалось «Орла» за лучшую женскую роль для Надежды Маркиной – дикость. В этой номинации премирована Ксения Раппопорт за работу в мелодраме Дуни Смирновой «Два дня». Неплохая работа, но не из ряда вон выходящая, как в случае Маркиной. Больше повезло ее партнерше по фильму Елене Лядовой – она награждена «Орлом» за лучшую женскую роль второго плана. Мужской «Орел» за лучшую роль тоже ушел в копилку фильма «Два дня», его отдали Федору Бондарчуку, в очередной раз создавшему образ «хозяина жизни». А конкуренцию ему составляли Сергей Гармаш и Алексей Серебряков с отличными партиями в картинах «Дом» и «ПираМММида». Все трое номинантов много снимаются, но приз отдали именно тому, кто ничего принципиально нового для себя не сделал.
Только все порадовались за то, что в несколько номинаций консервативного «Орла» попал нестандартный фильм «Шапито-шоу», как повод для радости иссяк: фильму выдали единственный, и то «технический», приз за лучшую работу звукорежиссера. Одного «Орла» – за лучший сценарий – получила и драма Александра Миндадзе «В субботу» о дне взрыва на Чернобыльской АЭС. Невезучий «Дом» отмечен за монтаж, музыку (прекрасную!) Эдуарда Артемьева и роль второго плана, сыгранную Богданом Ступкой. Премии за лучшие костюмы и работу художника отдали извлеченному в 2011 году из небытия фильму Юрия Кары «Мастер и Маргарита». Он был снят в совершенно отличных от сегодняшних условиях производства, и непонятно, правильно ли рассматривать его в контексте фильмов 2011 года. О сегодняшних стандартах съемок, кстати, говорил в финале церемонии гран-призер Андрей Звягинцев. Он благодарил продюсера Александра Роднянского за то, что тот оценил замысел, едва дочитав сценарий, и дальше помогал постановщику во всем. Хорошо, что вслед за Роднянским «Елену» оценили киноакадемики. В этом пункте к их решению не придерешься – картина Андрея Звягинцева, безусловно, лучший фильм ушедшего года.